Юный мыслитель
Без философии, полагал юный мыслитель, невозможно дальнейшее развитие ни литературы, ни литературной критики. Философия и поэзия тождественны, истинный философ не может не быть поэтом, убежден Веневитинов, точно так же как поэт философом. Веневитинову философия давала ключ не только к пониманию тайн природы поэзии, но и к осмыслению ее исторического пути. Одним из первых в России он стал развивать исторический взгляд на поэзию, который должен был наметить хотя бы в общих очертаниях ее будущее. Поэзия, по Веневитинову, прошла стадию эпическую, соответствующую юности человечества, затем лирическую, а дальше она должна будет достигнуть синтетической формы, в которой эпическое и лирическое начала сольются в третьем.
Идеи, намеченные Веневитиновым, были подхвачены и уже более уверенно разработаны Н. И. Надеждиным. Под гипотезу будущего синтеза классики и романтизма Надеждин подводит свою философскую базу, имеющую в качестве источника философию тождества, но дополненную собственными соображениями.
Остановимся вначале на понимании Надеждиным природы красоты, творчества и искусства, вытекавшем из его следования платонической линии в философии. Подобно тому как нравственное чувство представляет собой феномен идеи блага, а убеждение феномен истины, так и эстетическое чувство для Надеждина есть феномен идеи красоты. Сама же идея изящного являет собой гармонию духа и природы, истины и блага, а в произведении искусства, чтобы оно вызывало эстетическое чувство, должны гармонически соединяться идея и форма.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.