Явление героя
Гаспаров отмечает, что встреча Иуды и Низы на улицах Нижнего Города мизансценически точно воспроизведена в первой встрече Мастера и Маргариты, а мизансцена избиения Варенухи Бегемотом и Азазелло повторяется в исторической части в сцене убийства Иуды. Эти повторения можно, с одной стороны, рассматривать как проявления принципа «лейтмотивного построения» (термин Б. М. Гаспарова),
Гаспаров отмечает, что встреча Иуды и Низы на улицах Нижнего Города мизансценически точно воспроизведена в первой встрече Мастера и Маргариты, а мизансцена избиения Варенухи Бегемотом и Азазелло повторяется в исторической части в сцене убийства Иуды. Эти повторения можно, с одной стороны, рассматривать как проявления принципа «лейтмотивного построения» (термин Б. М. Гаспарова), «при котором некоторый мотив, раз возникнув, повторяется затем множество раз, выступая при этом каждый раз в новом варианте, новых очертаниях и во все новых сочетаниях с другими мотивами»; с другой стороны, для композиции романа важно, что отношения тождества возникают не внутри одной из частей (исторической или современной), а между эпизодами двух разных планов, действие в них развивается параллельно, Ершалаим подобен Москве – так же как в романе Конде многие события исторической части дублируются в современности.
Оба сюжета в «Грифоне» сами по себе состоят из двух хронологических планов: Посланец, находясь в Эксе, вспоминает о том, что происходило с ним в Сантьяго; Профессор, вернувшись в Сантьяго, вспоминает о днях, проведенных им в Эксе (он жил в том же доме, что и Посланец, на Рю-де-Гриффон). В финале обеих историй появляются люди из покинутого героем хронотопа: за Посланцем приходят люди из Инквизиции, от которой он бежал из Галисии; к Профессору приезжает Клэр, его ученица из Прованса. Параллелизм композиции двух историй на этом не кончается: продолжение истории Мартина Абало – то, что последовало за его арестом – изложено в письме отца Пастраны, которое читают герои современной части, а хронологическое продолжение истории Профессора и Клэр – это роман, который, видимо, все-таки написал Профессор уже после окончания действия романа – то есть вся историческая часть «Грифона». Две истории, которые в линейном изложении развиваются параллельно, как чередующиеся главы романа, в другой перспективе можно увидеть как две стороны ленты Мебиуса, одна является продолжением и в то же время предысторией другой.
У Булгакова каждая часть из романа Мастера вводится в текст особым способом (история, рассказанная Воландом, сон Ивана, отрывок, который читает Маргарита); после главы «Явление героя», где Мастер рассказывает Иванушке о себе, исторические главы занимают вполне определенное место и в современном сюжете: известно, что это – роман Мастера. У Конде между четными и нечетными главами нет прямой связи, почти нигде нет «подхватов», с помощью которых Посланец получил бы прописку в современной части – как будущий герой романа Профессора.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.