Художественное отчуждение
Художественное отчуждение является сублимацией, перенося в фантазию образы существования, несовместимого с утвердившимся принципом реальности. В высоком искусстве красота как «обещание счастья» несла в себе силу Великого Отказа протеста против неполной и увечной реальности. В XX веке эту подрывную и освободительную силу искусства сохраняли авангардные и модернистские произведения. Но поскольку прежние выразительные средства искусства были уже захвачены рынком и превратились в пародию на самих себя, разрушение традиционных форм, сознательное и рефлексивное отчуждение стало единственным способом подлинного общения. И вот к концу XX века и эта возможность кажется утраченной. Суррогатом освобождения Эроса в современном капитализме стала «репрессивная принудительная десублимация». Эта коммерческая пародия на настоящее освобождение Эроса обеспечивает более высокий уровень контроля над сознанием, поскольку индивид, «свободно» удовлетворяя навязанные ему ложные потребности, утрачивает способность осознавать степень своего отчуждения. Воцаряется «счастливое сознание», непосредственно отождествляющее себя со своим бытием, сознаниевещь, лишенное негативности.
Несмотря на прошедшие десятилетия, выдвинутый Маркузе идеал радикальной эстетизации существования, того, что сегодня Дж. Ваттимо называет «эстетическим высвобождением экзистенции», реализации которого препятствует вторжение «принципа реальности» в виде законов рынка, попрежнему актуален и вызывает дискуссии. Так в марксистской эстетике возникает собственная версия «конца искусства». В отличие от восходящих к Гегелю «либеральных» концепций поглощения искусства рефлексией, в марксистских теориях речь идет о поглощении искусства товарным образом в капиталистическом «обществе спектакля».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.