Художественная стилизация
Но если в театре зритель очевидно имел дело с, открыто принимая «условную безусловность» происходящего, то в кино введен обрамляющий сюжет: картина заявлена как монтаж подлинных документальных кадров, осуществленный оператором, заснявшим реальные события. Тем самым иллюзия документальности подкрепляется принципиальной возможностью такого варианта и порождает целое направление искусства, провозгласившее «этнологический» подход к социальной жизни, в первую очередь, конечно, к таким парадоксальным ее проявлениям, как «пограничные миры» (не только наркоманы, поборники психоделизма, но и люмпены, богема, хиппи и т. д.). В противовес этой тенденции фильм Шредера предельно драматизирован. Авторы прослеживают путь своего героя от первых острых ощущений до гибели от двойной дозы героина как эволюцию одновременно восходящую (обогащение опыта в традициях контркультуры) и нисходящую, неизбежно ведущую к смерти. Эта неизбежность, подчеркнутая романтизированным образом «роковой» женщины, от которой герой пытается, но никак не может бежать, придает происходящему необходимый оттенок трагизма. Сравнение между названными произведениями поучительно и с точки зрения альтернативных форм создания и распространения художественной продукции. Фильмы Хоппера и Пенна сняты в Голливуде, контролируемом крупнейшими монополиями США. Картина Шредера поставлена в условиях европейского кинопроизводства, в определенной своей части сохранившего, по словам французского критика-коммуниста Альбера Сервони, «тенденцию к своеобразной реформистской идеологии, своего рода мелкому сочувствующему капитализму, более независимому, более благожелательному по отношению к свободе творчества, культурной функции искусства, противопоставляясь, таким образом, голливудским боевикам и крупным копродукциям, преимущественно или даже исключительно меркантильного характера»
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.