Взаимоотношение искусства и общества
«Новые» консерваторы не останавливаются перед огрублением и даже вульгаризацией указанных проблем. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться (помимо концепции Д. Белла) к материалам «круглого стола», проведенного консервативным литературнокритическим и общественно-политическим журналом «Ком — ментари» и озаглавленного «Культура и текущий момент». Открывая дискуссию, главный редактор журнала Норман Подго- рец с очевидным сожалением отмечает, что эпоха, когда положение в области культуры на Западе представлялось абсолютно ясным, безвозвратно отошла в прошлое. Концепции Ортеги-и — Гассета, как и появившаяся в 1935 году в журнале «Партизан ревю» статья Климента Гринберга «Авангард и китч», предполагали абсолютное разграничение «элитарной», «подлинной», «высокой» культуры и культуры «массовой», «популярной», «низкой», обозначавшейся термином «китч». Возвращаясь к истокам,
Н. Подгорец пишет: «Эдмунд Уилсон утверждал, что между движением символистов в литературе и революционным свержением буржуазии существует имплицитная связь. Среди конкретных художников, творчество которых анализировал Уилсон, были и очевидные нереволюционеры, но, по мнению автора, своими собственными средствами, как художники они шли в атаку на буржуазную цивилизацию так же, как Маркс и русская революция. Иными словами, по Уилсону, нападение символистов на структуру чувствования, свойственную буржуазной цивилизации, было актом политического значения» Комментируя эту идеологическую ситуацию, явно отражавшую не объективную роль искусства, а субъективное о ней представление в разных слоях творческой интеллигенции, редактор «Комментари» справедливо отмечал, что радикальность устремлений художников противостояла капитализму не только слева, но и справа (в качестве примеров он называет Э. Паунда, Т.-С. Элиота, У. Льюиса). Однако при этом Подгорец дал предельно искаженное определение культурно-художествен — ному феномену контркультуры, деформирующее и извращающее ее подлинное общественное значение. Он, в частности, объявил контркультуру извращением модернизма и расценил ее прямо как «антикультуру».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.