Вывод кантовской философии
По существу, Христиансен с позиции аксиологии лишь воспроизводит заключительный вывод кантовской философии: активность субъекта проявляет себя в чистом и практическом разуме, в результате деятельности которых человек ставит себя в отношение к двум реальностям к природе и свободе; эстетическая же способность суждения «не столь особая», чтобы ей соответствовал собственный объект.
Таким образом, в трудах Фрайбургской школы эстетическая проблематика приобретает еще одно аксиологическое измерение, но так и не получает разрешения поставленная Кантом проблема качественного своеобразия эстетического субъекта и предметной области его деятельности.
Вслед за Кантом мыслитель трактовал философию как системную целостность, в которой эстетика является необходимым завершающим звеном, но в отличие от Канта он подчеркивает не только прямую, но и обратную связь эстетики с системой в целом: «Философский систематик становится ответственным за уровень эстетики. Как целый век может быть развращен искусством, так изза эстетики может быть введена в заблуждение вся философия». Предметом философской критики, как и у Канта, у Когена является система трансцендентальных способностей субъекта, однако в отличие от Канта Коген наряду с «чистым разумом» (научным мышлением) и «практическим разумом» называет также чувство качественно своеобразной формой активности сознания субъекта.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.