Выражение чувства
Фантазирует только тот человек, который не способен наслаждаться жизнью, подменяя ее призраками своего воображения. Вовторых, этот тезис неверен потому, что стремление к красоте вообще не является главной причиной потребности в искусстве. Возьмем, например, пение. Разве человек поет из потребности в красоте? задает вопрос Чернышевский. И сам отвечает на него: нет, он поет потому, что хочет выразить свои чувства, свою радость или грусть. А когда он поет, то не заботится о том, чтобы достигнуть прелести или грации, т. е. прекрасной формы. Чувство и форма противоположны друг другу. Пение как выражение чувства можно назвать искусством лишь в том же смысле, в каком мы называем искусством всякое умение в практической деятельности умение писать, считать, пахать землю и т. д. Следовательно, естественное пение как излияние чувства явление природы, а не искусства, заботящегося о красоте. Правда, есть и такое пение, в котором красота стоит на первом месте. Но это уже искусственное пение в прямом смысле, например оперное пение, в нем при роскошестве вокальной формы нет искреннего чувства. Различие между ним и простой безыскусственной песней такое же, какое между оригиналом и копиею, между действительностью и подражанием, заключает свою мысль автор диссертации.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.