Воспроизводство материальных условий жизни
Красота связывает свободу и природу, эта мысль появилась уже у Канта и Шиллера в идеалистически сублимированном виде, но Маркс придает ей материалистическую форму, показывая, что труд, воспроизводство материальных условий жизни, имеет эстетическое измерение, избыток свободы и наслаждения этой свободой иначе он бы ничем не отличался от инстинктивной деятельности пчел или бобров. Это означает, что Маркс связывает творчество с присущей человеку способностью к дистанцированию, которая включает в себя как теоретическое, так и эстетическое незаинтересованное созерцание (ведь находить для всего присущую ему «мерку» значит быть свободным от погруженности в непосредственную жизненную действительность с ее искаженными перспективами и постигать предметы как независимые от наших потребностей). Но эта фундаментальная способность человеческой природы искажается при капиталистическом порядке, подчиняющем все ценности эгоистическим интересам и не оставляющем никакого места для незаинтересованной игры способностей.
Абстрактно описанной Шиллером противоположности между трудом и эстетической игрой, необходимостью и свободой, раздвоенности человеческого сознания Маркс находит историческое основание в определенных формах производства; эта раздвоенность достигает наивысшего обострения в антагонистических отношениях буржуазного общества. Красота и гармония невозможны в условиях отчужденного труда, который вместо реализации возможностей человека, искажает все чувства и способности.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.