Внутренние индивидуалистические интенции
Но, с другой стороны, в этом же типе по сознания обнаружились и, обусловленные прежде всего тем, что сама проблема формирования «целостного индивида», «нового коллективного человека» вместо «частных» индивидов, порожденных капиталистическим производством, ставилась радикалами как индивидуальная задача, как некий индивидуально-личностный императив. Тем самым выясняется, что в леворадикальной программе возрождения политико-эстетического «коллективизма» речь в действительности идет об иллюзорном преодолении буржуазного индивидуализма на предельно индивидуалистическом уровне. Можно сказать, что «актер», вовлеченный в хоровод театрализованной «игры в Революцию», фактически так и оставался обособленным «зрителем», жаждущим растворения в бессознательной «коллективности», но при этом резервирующим себе кресло наблюдателя в первых рядах партера. Это фундаментальное противоречие леворадикального эстетического сознания отчетливо выявилось в характерной для всего современного со — циально-культурного авангардизма резкой критике индивидуалистической концепции «буржуазного художника» и автономного произведения искусства, что привело к широкому распространению в леворадикальном искусстве принципа авторской анонимности и «коллективного творчества». Эти концепции, в политической перспективе явно утопичные, в сфере художественной практики оказались в известной мере плодотворными. Они позволили приобщить к искусству новые слои населения, в том числе не только студенчество и интеллигенцию, но в известной мере и рабочий класс. И хотя провокации аудитории в «хеппенингах» носили подчас уродли — во-извращенный характер, сам принцип активного побуждения к действию лежит в основе подлинно прогрессивного искусства. Слабость позиций приверженцев контркультуры — не в утверждении органичной взаимосвязи между политикой и искусством, а в их эклектическом смешении. Именно это делает ее столь уязвимой для критики «справа».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.