Влияние прессы, кино и телевидения
А ведь как бы ни было сильно, оно выступает лишь одним из факторов, формирующих убеждения индивида, безусловно уступая по значению непосредственным условиям его существования. Революционный подъем масс был вызван к жизни обострением кризиса капитализма, как в материальной, так и в духовной сферах. Он получил подкрепление в ряде конкретно-исторических обстоятельств— политических (война во Вьетнаме), демографических и социально-психологических (выход на арену истории многочисленного послевоенного поколения, со всеми присущими ему чертами мировоззрения и положения в обществе) и т. д. Сам по себе протест мог быть подавлен, но не мог быть устранен, пока не устранены его причины, хотя формы его проявления, разумеется, изменились. Роль средств коммуникации и видов искусств поэтому определима не сама по себе, а лишь как составная часть общих социальных и идеологических процессов. Буржуазный контроль над средствами информации выразился в приспособлении событий к новым общественным настроениям (поскольку игнорировать их было уже невозможно), а затем в их обезвреживании путем перевода в сферу стиля жизни, а не ее содержания. Такая трансформация облегчалась и тем, что леворадикальные программы сами по себе, как уже было отмечено ранее, мистифицировали значение «культурной революции», подменяя социальную революцию контркультурой. Следующим шагом естественно явилась обратная охранительная реакция контрпропаганды традиционных буржуазных ценностей, занявшей видное место во всех повествовательных формах, более всего приспособленных для решения дидактических задач «социализации» индивида. Особое значение при этом приобретали параметры широты распространения и доступности изложения (вплоть до предельной схематизации и упрощения конфликтов), в высшей мере свойственные именно буржуазной «массовой культуре», против которой столь яростно выступали (на словах) идеологи «нового» консерватизма.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.