Великая бюрократическая революция (часть 1)

Автор принадлежит к тем, кто считает ельцинские и постельцинские годы бездарно растраченным временем. Все благоприятные ветры были в паруса России: цены на нефть выросли в три раза, огромный стабилизационный фонд, даже лето в октябре, когда ураганы буйствовали в Америке. Никогда за последние сто лет не было более благоприятной конъюнктуры для стремительного развития, рывка в экономике и социальном благоденствии нации.

Никто не верит, что в России был экономический бум. Об экономическом росте говорить даже стыдно: 95 процентов бюджетных поступлений от исполнения роли сырьевого придатка. По степени экономической свободы страна опустилась на 115 (по другим оценкам — 124-е) место

Автор принадлежит к тем, кто считает ельцинские и постельцинские годы бездарно растраченным временем. Все благоприятные ветры были в паруса России: цены на нефть выросли в три раза, огромный стабилизационный фонд, даже лето в октябре, когда ураганы буйствовали в Америке. Никогда за последние сто лет не было более благоприятной конъюнктуры для стремительного развития, рывка в экономике и социальном благоденствии нации.

Никто не верит, что в России был экономический бум. Об экономическом росте говорить даже стыдно: 95 процентов бюджетных поступлений от исполнения роли сырьевого придатка. По степени экономической свободы страна опустилась на 115 (по другим оценкам — 124-е) место из 127 возможных, поделив его с Руандой и Того! Вот вам и «дебюрократизация» бизнеса.

Когда в стране, скажем, делали один гвоздь, а выпустили два, то это рост на 100 процентов. Совсем другое дело, когда при ежегодном выпуске 10 миллионов автомобилей рост на 1 процент означает увеличение их производства на 100 тысяч штук. Американцы, приращивая ВВП всего на 4 процента, каждый год прибавляли к своей экономической мощи «по России».

Лучше всего у нас растут лишь цены. Сколько же надо разворовать, растащить на чиновные оклады, премии и льготы, чтобы в 2004 году при росте цен на нефть в 5О процентов за год, добиться «роста» ВВП в денежном выражении на каких-то 6 процентов? Да еще при инфляции, даже по представлениям госстатистов, почти в два раза выше? У нас самые главные капиталистические стройки – трубопроводы на Запад и Восток.

Повышение цен до уровня общемировых требуют бюрократы из Всемирной торговой организации, которые в отличие от наших столоначальников умеют считать. Они знают, что у нас, к примеру, на единицу сельскохозяйственной продукции затрачивается в 2-2,5 раза больше энергии, чем в Европе. Только в последние зимы европейцы, не иначе как по воле Всевышнего, немного почувствовали, что такое русская зима. Требуется отопление жилищ и производственных помещений, теплая одежда, а какие транспортные расходы при наших расстояниях? Из этого следует, что цены на энергоносители для обеспечения российской конкурентоспособности должны быть в 2-5 раз ниже, чем в Европе. Но они и после вступления в ВТО будут расти дальше — потому что нет пределов жлобства нефте- и иных баронов, в том числе правительственных — бездарных, сублиберальных, невменяемых.

Если прекратится рост цен — бюджеты захиреют. У нас основные поступления не из доходов граждан, поэтому государство не стимулирует в первую очередь рост заработной платы. И в то же время налоговое законодательство состряпано с целью обеспечения максимальной выгоды высокооплачиваемым чиновникам и богачам. Есть и отговорка — иначе платить не будут. Во всем мире платят тем больше, чем больше получают. А у нас чиновник не будет же сам себя ловить! Здесь можно обнаружить и такую зависимость: чем менее конструктивнее и распорядительнее хозяин Кремля, чем он бессильнее, тем у инфляции быстрее аллюр. Налицо и такая закономерность: рейтинг В. Путина — вниз, цены — вверх. И наоборот. Потому что цены неудержимо растут, рейтинг еще больше будет падать. Как бы там ни было, но рейтинг президента — это не его личное дело, а показатель стабильности в стране, инвестиционной привлекательности.

«Власти» создали такие правила игры, что сами не доверяют своему детищу, вкладывают деньги стабилизационного фонда в американскую экономику. Только этих «рекордных достижений» достаточно, чтобы отправить правительство незамедлительно в отставку без права министрам до конца жизни занимать какие-либо должности в аппарате государственного управления. Но ничего подобного не будет. Никто даже не пошлет сановников в Эстонию разузнать, как они в создании благоприятных условий для бизнеса добились 4-го места в мире!

А почему ничего не произойдет? Да потому что эти провалы совпали по времени с проведением административной реформы — созданием трехзвенной системы управления. В результате для прохождения здравого смысла путь стал в три раза сложнее? Истратили сотни миллионов рублей, а весь пар ушел в свисток бюрократического паровоза. Почти год все были в ступоре, никто не знал, кто и за что отвечал. Да и сейчас не лучше: чего стоила, к примеру, недавняя склока между министром культуры и вроде бы ему подчиненным руководителем агентства!

Сегодня это происходит еще и потому, что правительство, а оно сугубо бюрократическое, непартийное, не подотчетно парламенту. Министры не подотчетны профильным комитетам, и они с них не спрашивают, не утверждают и не снимают с должности. А парламент в эпоху административных ресурсов и политтехнологий, которые должны быть поставлены вне закона и уголовно наказуемыми деяниями, не подотчетен избирателям. Если приступить здесь к наведению порядка, то, чего доброго, можно и дело со сплошной «питеризацией» высшего чиновничества с треском провалить.

6

Рассмотрим пристальнее придумку кремлевских «мудрецов» — общественную палату. Уши вянут, когда начинают утверждать, что одной из важнейших забот палаты станет экспертная оценка законопроектов. Зачем тогда нам около шестисот парламентариев федерального уровня в ранге министров, правительство, администрация президента, тучи советников, экспертов, множество институтов, фондов, центров, межпарламентских образований и прочая, прочая? Значит, палате уготована роль козла отпущения? Если закон никуда не годится и не работает, то палата недосмотрела? В изяществе спихотехники ответственности авторам придумки трудно отказать.

Создается впечатление, что «власти» озабочены отстройкой контролируемой общественной вертикали, чтобы, не дай Бог, гражданское общество не посмело контролировать их? В России многое делается наоборот. Результаты работы общественной палаты за годы существования не очень-то известны населению. На сайте палаты публикуются годовые отчеты, но их можно прочесть лишь с риском повреждения компьютера, есть блоги, где члены палаты высказываются по проблемам, которыми занимаются. Есть экспертные заключения по законопроектам. Образованы общественные палаты во многих регионах — это всё в плюс, но по большому счету такая общественная вертикаль мало влияет на создание в стране полнокровного и полноправного гражданского общества. У палаты не сложились конструктивные отношения с «местом не для дискуссий». Нет оснований в чем-то обвинять членов общественной палаты – они делают, что могут…

Тут нужен совершенно иной подход. Надо создать постоянно действующий Всероссийский общественный конгресс, куда бы вошли представители партий, не прошедших в Госдуму, общественных организаций федерального уровня, а также представители думских фракций, но лишь с правом совещательного голоса. Не были бы лишними и гражданские гранды, назначаемые на определенный срок президентом. Вполне можно было бы создать за счет сокращения Федерального Собрания наполовину. Ведь что 600, что 300 парламентариев — кто найдет десять существенных отличий? Одна из важнейших задач конгресса — создание и развитие институтов гражданского общества. Он должен иметь право законодательной инициативы, которая в обязательном порядке и без всякой очереди рассматривается Госдумой и Советом Федерации. Представления конгресса должны в таком же порядке рассматриваться в правительстве, Счетной палате, Генеральной прокураторе, Верховном и Конституционном судах. По самому большому счету речь должна идти о создании четвертой ветви власти, власти гражданского общества. Власти общественного мнения. Прерогативы четвертой власти узурпировали СМИ, а поскольку они в руках государства или олигархов, то нет вообще никакой четвертой власти. Именно по этой причине три остальных ветви отличаются невменяемостью.

То есть вместо кропотливой и целенаправленной работы по созданию гражданского общества (а его надо создавать, оно не возникнет само, как некий чудодейственный флогистон), предлагается любоваться демократической бабочкой, украшающей выходной костюм в Европу нашей власти. Гражданское общество начинается там, где люди берут сами на себя распорядительные функции. Начиная с самого низа, с жилищных товариществ, общественно-распорядительных структур в муниципальных образованиях и т.д. Когда чиновники становятся редкостью, а кто остался, того отличает высочайшее чувство ответственности. В этом ключе нельзя не разделить пафоса А. Тарасова, когда он сравнивает 5 600 чиновников в 800-тысячном Красноярске, с 16 муниципальными работниками во главе с мэром, которые управляются с 10-миллионным мегаполисом под названием Лос-Анджелес. Все остальное делается органами гражданского общества. Вот это и есть самоуправление. Надеюсь, я не ослышался, слушая А.Тарасова по радио «Свобода».

В России водителей, которые возят драгоценные тела столоначальников и их супруг, больше, чем во всех остальных странах мира, вместе взятых. А о чем у нас шумят народные витии? О том, кому положена мигалка, а кому нет. Что надо пересадить чиновников с иномарок на «Волги», в результате чего они нынче раскатывают на «ауди», БМВ и «Мерседесах». Но почему никто не говорит, что персональных автомобилей в стране должно быть всего десятка два, не сотен тысяч, не миллионов, а штук — как, допустим, в Англии? Все остальные, в том числе министры и члены парламента ездят сами за рулем или нанимают водителей, но за свой счет.

А пробки на дорогах, которые устраивают гаишники, освобождая беспрепятственный проезд какому-нибудь «слуге» народа — разве не свидетельство позорных феодальных пережитков?

О каком гражданском обществе можно вести речь, если по большому счету у нас даже нет профсоюзов? Есть огромная профсоюзная бюрократия, комфортно вписавшаяся в структуры «власти». А по-настоящему профсоюзных организаций, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, нет. И никто не задумывается о недопустимости существования предприятий без профсоюзных организаций в них.

А как «власть» сживает со свету творческую интеллигенцию, ее союзы, неспособные к холуяжу? Фактически приказали долго жить фонды творческих союзов, нет законов, которые бы создавали мало-мальски приемлемые условия для творчества, защищали специфические права членов творческих союзов? Зачем «властям» умные и беспокойные, талантливые и честные?

Бюрократия не заинтересована в существовании конкурента и грозного противника – гражданского общества. Она делает и дальше будет делать все от нее зависящее, чтобы задавить своего врага еще в колыбели. Так что Общественная палата при президенте РФ в нынешнем варианте – может стать венком на могиле младенца, который назывался гражданским обществом. Или бродильным чаном, в котором, быть может, что-то образуется стоящее, нужное народу, а не чиновникам.

Не взирая на все это, будем молить Бога, чтобы членам палаты в высшей степени были присущи характер и воля, чтобы они сумели начать процесс создания гражданского общества и окорота всесилия бюрократии.

7

К сожалению, многое осталось за рамками статьи. Но и так ясно, что общественные, нравственные, политические, государственные переломы последних двух десятилетий были на девять десятых пробюрократическими, стало быть, малопродуктивными. И чем дальше мы продвигаемся по навязанному нам ложному, бюрократическому, пути, тем такие результаты становятся очевидней. А прогноз — все более и более неблагоприятнее.

Существенный изъян этой статьи — отсутствие анализа деятельности множества государственных мужей, управленцев, чиновников, благодаря чести и умению которых Россия еще существует как государство. И здесь нет преувеличения. Как и то, что в любой сфере есть такие люди. Чего стоят в медицине только доктора Рошаль и Бокерия!? В науке — академики Алферов и Гинзбург?! Среди министров — Шойгу, хотя его и втянули в политиканство… А какие у нас губернаторы — Савченко, Прусак, Россель, Ишаев, Полежаев, Ткачев, президент Шаймиев… Среди них нет и быть не может идеалов, безгрешных и никогда не ошибающихся, но они — национальное достояние России. Мы не научились отличать государственных деятелей и мужей, управленцев от бюрократов, параграфов, приказных строк, волокитчиков, взяточников и прочей нечисти, паразитирующей на народе. Все они чиновники, но чиновник чиновнику рознь.

Авгиевы конюшни — присутственные места расплодились в невиданных количествах, их необходимо беспощадно сократить, а оставшиеся — радикально вычистить. Пока эти «конторы» не ввергли страну в новую беду. В СССР один чиновник приходился на 220 граждан, в нынешней России – на 109. Фонд ИНДЕМ утверждает, что средний размер взятки чиновникам от предпринимателей за 4 года вырос с 10 тысяч до 135 тысяч «зеленых». Объем коррупции превосходит доходы федерального бюджета в 2,66 раза! Не эти ли «положительные тенденции» помощники предлагают президенту Путину закрепить?

Необходимо срочно возродить органы народного контроля, в том числе — создать Чрезвычайную антибюрократическую комиссию. С правом проверки всех ветвей власти, администраций, судов, правоохранительных органов, любых организаций и учреждений, запрещения всевозможных бюрократических вывертов, наложения чувствительных штафов за бюрократизм, отсранения от занимаемых должностей до решения вопроса в судебном порядке. В последнее бюрократия в России оборзела. К примеру, пенсионеры, представляя автомобиль на техосмотр, обязаны сдавать ксерокопию паспорта — милиция требует от вас ксерокопию своего документа! Если раньше доверенность на пользование вкладом в сбербанке оформлялась на одном маленьком квиточке, то теперь для этого надо заполнить две простыни – это, как и пройти техосмотр, с первого раза никому не удается. В сущности, сдать экзамен на покорность бюрократическому молоху. И так везде!

Единственный способ прекратить чиновную вакханалию — поставить все структуры управления под жесткий контроль институтов гражданского общества, народа. Решительно перевернуть властную пирамиду, заставить чиновников служить гражданам. Если будет упущена эта возможность, то вероятность прихода к власти диктатора типа Сталина все реальней. Сегодня более сорока процентов россиян приветствовали бы его возвращение в Кремль. Надо иметь в виду, что три четверти видят выход в уменьшении разрыва между бедными и богатыми в способе «отобрать и поделить».

«Власти» занимаются самоубаюкиванием, полагая, что-де лимит на потрясения у нас исчерпан. Да, в ХХ веке исчерпан, но в ХХI — его даже не распечатывали. По стране все чаще прокатываются волны недовольства. Небезопасно испытывать долготерпение тех, кто долго запрягает, но потом очень быстро ездит. И не стоит прямо-таки напрашиваться на неприятности, как это делают нынешние федеральные «власти»: огромные льготы чиновничества оставили в неприкосновенности или приумножили, а по-жлобски мелочно занимаются жалкими подачками рядовым россиянам.

В какой форме проблема дебюрократизации будет решаться, да и будет ли она решаться вообще, зависит от зрелости общества и его инстинкта самосохранения. Ясно одно: бюрократическими методами и силами чиновничества ее не осуществить. А без институтов гражданского общества — подавно. Произойдет это в форме антибюрократической эволюции или же революции — ждать, думается, осталось совсем немного. Ибо с таким комплексом бюрократических недугов, хронических и опасных, ни одно общество долго не протянет.

Российская бюрократия потеряла всякое чувство меры. Что и подтверждается неразберихой и уроном для страны в связи с пресловутым 122 законом. А сколько таких законов позади и еще ожидает нас? Бюрократия выела нынешний режим изнутри, источила всю державную оснастку, окончательно скомпрометировала само понятие «власть», какие-либо нравственные устои своего функционирования и бытия.

Болезнь настолько запущена, что бюрократия уже не способна к самоочищению. Решение этой задачи под плечу сильной партии и/или силовым структурам. Здесь и предел эволюционного, бескровного оздоровления общества. Дальше – антибюрократическая революция, ее власть предержащие невменяемой политикой делают неизбежной. Посеявший ветер, увы, пожнет бурю.

Так что же, смиренно ожидать, пока она сметет всю накипь и нечисть на теле народа? Надо сопротивляться. Не браться за топор и не уходить в леса — устарело еще в позапрошлом веке, хотя и практикуется на Кавказе поныне. На забугорные «зеленые». Нужно использовать конституционные возможности, хотя бы обрезанные избирательные права. «Власть» постоянно снижает планку участия в выборах для признания их состоявшимися и в то же время повышает барьер для прохождения партий в «законодательные» органы. Если сегодня ввести в России обязательное голосование, то от нынешних «властей» останутся лишь горькие воспоминания. А кто мешает нам, избирателям, самим установить такую народную норму? Надо пропагандировать обязательное участие в выборах всех имеющих право голоса, порицать тех, кто не голосует, считать их пособниками бюрократии и криминальных структур. Следует добиваться принятия закона об обязательном участии граждан РФ в выборах. В качестве промежуточной меры можно было бы проверить на практике институт выборщиков. Например, девять избирателей доверяют свой голос десятому, и тот, голосует в соответствии с волей своих доверителей. Если беспокоиться о гражданской активности населения, то можно придумать и внедрить многое. Сейчас же все усилия «властей» направлены на то, как бы ее снизить, чтобы избиратели не мешали «рулить».

Бюрократический беспредел представляет самую большую опасность для России. Он в высшей степени провокационен. Именно такая опасность привела к оранжевой «революции» на Украине. Но пересмотр приватизации в пользу оранжевых группировок чиновничества убедительно показал, что никакой революции там не было. Что «оранжевая революция» — всего лишь рекламный брэнд для получения халявных денег из антироссийских фондов. Какая революция, если премьер и вице-премьер затеяли всего лишь разборку со своим отцом-президентом?! В украинском языке есть для этого подходящее слово — заколот (с ударением на последнем слоге). Точно такой же заколот произошел в Грузии, киргизские события уже не вписываются в многосерийную проамериканскую антироссийскую акцию, точку на которой поставили в Узбекистане. Не удивительно, что закоперщики оранжевой псевдореволюции всего через полгода успели провороваться и перессориться — ничего иного от них и нельзя было ожидать.

Всего несколько сот пенсионеров, от возмущения перекрывших дорогу, вогнали кремлевские круги в ступор. Страхи понятны: отстраненная от «власти» бюрократическая шпана может сковырнуть рулящую. Шансы на цветную политическую бизнес-акцию в России ничтожны: народу станет еще хуже, поэтому в бюрократические разборки вовлечь его невозможно. Страшнее другое – шпана начнет, а народ отведет душу за все унижения и страдания в течение последнего полтора десятилетия: не оранжевая псевдореволюция, а вероятнее всего произойдет российский бунт. Бессмысленный и беспощадный… Его как раз и провоцируют те, кто вынуждает президента принять закон о трехлетнем сроке давности по приватизационным делам. Этот срок, к примеру, во Франции равен 50 годам. В сознании же людей нет и никогда не будет никакого срока давности неправедной прихватизации — эту кость Чубайс навсегда вогнал в душу и народную память. Повторюсь в который раз: выход в санации собственности, то есть в очищении. Необходимо подвести справедливые итоги под приватизацией, наворованное отобрать, а заработанное трудом и талантом защитить на века.

Во имя предупреждения бунта и предпринята путинская «социальная революция».

Стать следующим президентом России большие шансы у того, кто превратит Ельцина в обычного российского гражданина, пригласит его с «семьей» на скамью подсудимых, кто убедительно пообещает, что власть отныне будет принадлежать народу, а чиновники – будут служить ему, а не себе, любимым, и обожаемому своему начальству. Кто бездарные, умозрительные, бесчеловечные реформы заменит нормализацией состояния дел во всех сферах нашей жизни. Думается, что такие шаги были бы самыми кардинальными в деле предотвращения новых потрясений.

Сублиберальная шпана рванула со старта раньше времени — у россиян есть возможность присмотреться к ним повнимательнее. Ведь они бегут во имя того, чтобы безобразия, разграбление страны, всевластие кучки мерзавцев и бесправие ста сорока миллионов, безответственность чиновников стали необратимыми. Во имя этого они готовы призвать иностранные войска, продать душу кому угодно, развалить Россию, ее армию, почти потерявшую способность защищать не только страну, но и самое себя. Но и Масхадова с Басаевым «замочили», так кому же на помощь звать иностранные войска?

Большая опасность, что они, мимикрируя и пускаясь во все тяжкие, оседлают волну народного недовольства, и на его горбу, как это было в 1991 году, попытаются вновь въехать в Кремль. Россия после «либеральных» экспериментов уже не та, поумнела, но напакостить «революционеры», подменив борьбу народа за свои права борьбой за власть сублибералов, могут немало. В этом вся сложность и вероятная трагичность ближайшего российского будущего.

P.S. Довольно неожиданно для меня прозвучали слова Д. Медведева по поводу первой годовщины его президентства. Д.Медведев – десятый глава нашего государства на моем веку. Есть с кем сравнивать. Мне нравится, что у него нет цинизма. Что есть хватка – вцепился в национальные проекты, значит, не отступит. Демографическая ситуации – это проблема проблем, чтобы ее исправить, надо всю российскую жизнь поставить с головы на ноги. А тут проблем и провалов, что и перечислять не хочется.

Но главная забота Д. Медведева — борьба с коррупцией. Другими словами – с бюрократией. Тут или грудь в крестах, или голова в кустах. Сталин не мог победить нашу бюрократию, хотя уничтожил старую, а породил новую, которая в итоге и взяла над ним верх. Хрущеву, когда он ее стал тасовать, дала ему под зад коленом. При Брежневе аппарат обрел всю полноту власти. Андропов сразу же посадил 18 тысяч казнокрадов, но вскоре почки ему совсем отказали. При Черненко бюрократия приходила в себя. Горбачев неосторожно посоветовал народу: вы давите на них снизу, а мы – сверху, что и решило его судьбу. Реванш бюрократия взяла при Ельцине, оказалось, что он боролся не против привилегий, а за привилегии. Путин проводил чекизацию и питеризацию чиновничества, осуществил якобы административную реформу, от чего бюрократические штаты лишь разбухли.

Иными словами, Д. Медведев замахнулся на всесилие бюрократии, ее завоевания. По уровню это антибюрократическая революция, а по сути – первая подлинно демократическая революция в России. Потребность в президенте-освободителе от ига чиновничества давно назрела. Если Д. Медведев окоротит бюрократию, перевернет властную пирамиду, чтобы чиновничество было для народа, а не наоборот, то он войдет в ареопаг величайших лидеров России.

Представляю всю сложность и опасность затеи. Не могу не отдать должное мужеству, смелости и решительности президента. И не стыжусь просить народ всем миром поддержать в этой борьбе Д. Медведева — она уникальна за всю историю нашей страны. Это шанс стать нормальной страной, а народу – обрести самоуважение и поистине человеческое достоинство.

Добавить комментарий