Узнав о гибели Ибрагима
Узнав о гибели Ибрагима, она сошла с ума, бросив в лицо Джамбулату: Убийца лрочь! Итак, «бой с холопами» разрешился трагедией. Погибли Фатима и Ибрагим, но поэма посвящена им, их духовному величию, нравственной красоте. В ней осуждены ггпеггупиая сущность социального бытия и нравственное уродство представителей социальных верхов — Наиба и Джамбулата. Наиб и Джамбулат — несмотря на различия в их характерах — типические представители патриархально-феодальной знати. Коста Хетагуров сумел в их образах глубоко вскрыть антигуманистическую сущность бытия и мировоззрения горской знати в пореформенный период. В этом заключалось злободневное звучание поэмы в 80—90-е годы, когда Коста вел напряженную борьбу с патриархально-феодальными пережитками в экономической, общественно-политической чизни, в быту и мировоззрении горцев Кавказа. Поэма — широкое повествование о характере, самосознании и судьбах народа. Преступному образу жизни, реакционному мировоззрению феодальной знати противопоставлены гуманизм, трудолюбие, вольнолюбие народа; духовной опустошенности, преступности, религиозному фанатизму — нравственное величие, красота, богатство и сила народно то характера. В поэме народ всем своим образом жизни, поведением, духовным обликом и миропониманием отрицает патриархально-феодальное мировоззрение, адаты, устанавливаемые религией. На противоположности их социального бытия вырастает противоположность мировоззрения и характера народа и знати. В поэме ясно видны следы знакомства автора с поэзией Пушкина, Лермонтова, отчасти Некрасова.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.