Ущербность представления о «циклическом» чередовании противоположных тенденций
Поэтому именно материал искусства наиболее очевидно раскрывает. Феномен, названный контркультурой, на самом деле начинался значительно раньше 60-х годов. Принципы фронтальной оппозиции господствующей культуре были сформулированы еще в 50-е годы и Г. Маркузе и (в сфере творческой практики) Норманом Мейлером, в частности в знаменитом эссе «Белый негр» (1957). Вместе с Жан-Полем Сартром, провозгласившим самого себя трибуном молодежного бунта по ту сторону океана, автор «Нагих и мертвых» (1948) раскрыл в ходе своей неоднозначной эволюции с 40-х до 70-х годов экзистенциалистские корни «новой чувственности» и дал движению и мировой культуре образцы документальной прозы: «Армии ночи» и «Майами и осада Чикаго» (1968) Поэзия «битников», рок-н-ролл, поп-арт, драматургия «сердитых молодых людей», кинематографическая «новая волна», ранние произведения Курта Воннегута и Джеймса Болдуина явились живыми и наглядно разнопорядковыми истоками контркультуры. При этом фазы зарождения, подъема и кризиса отдельных художественных форм отнюдь не совпадали с движением социологического «маятника». Опосредующим звеном, определяющим специфику конкретных связей, неизменно выступали внутренние особенности той или иной формы творчества. Например, Ал. В. Михайлов справедливо отметил: «Авангардизм, казалось бы, обогнал свою эпоху, когда уже задолго до 1968 года исполнял перед глухими к этой музыке слушателями анархические варианты грядущих бунтов. В этом уже заключался известный политический смысл авангардистского искусства, быть может еще не столь очевидный в начале 60-х годов и самим композиторам с их приверженностью к технологическому мышлению и «чистым» структурам» . Это пример прямой, хотя прямо и не осознаваемой, корреляции.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.