Уподобление политики «игре» и «театру»
Нетрудно также убедиться в том, что само может в принципе выполнять различные и даже противоположные функции: с одной стороны, служить целям дискредитации контркультуры ее «правыми» оппонентами, но, с другой стороны, теория «политики как театра» может быть понята как идеологизированный симптом общего разочарования в институтах буржуазной демократии, ставших послушными игрушками в руках политиканов, неверия в их способность служить интересам народных масс. Рост интереса к таким политико-эстетическим концепциям может быть своеобразной формой протеста против «организованной» бюрократии, превращающей бюрократический ритуал в «содержание» человеческой жизни. Этот протест и отражает контркультура, подвергающая критике современное западное общество как мир манипулируемых жизненных стилей, искусственно навязанных «ролей», «перманентного спектакля, господствующего как в общественной, так и в личной жизни» Приходится, правда, признать, что сама установка контркультуры на непосредственную «включенность», «растворение» в общинной стихии, которая мыслилась как преодоление «разобщенности» буржуазного этоса, несла в себе значительный нигилистический элемент, своеобразные деструктивные тенденции, проявившиеся в предельном лозунге «Смерть культуре!». Деструктивные элементы эстетики контркультуры были обусловлены рассмотренной нами выше точкой зрения, согласно которой произведение искусства как отдельный культурный объект, стоящий между художником и действительностью и потому препятствующий «растворению» искусства в жизни, подлежит «разрушению». Только этот аспект и увидели консервативные критики контркультуры, когда обвинили левых радикалов в неспособности к художественно-культурной сублимации и невротической «театрализации» и «эстетизации» политики. Однако делать окончательные выводы на одном этом основании было бы преждевременно.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.