Творческая активность субъекта
При всей революционности романтического мировоззрения оно не возникло на пустом месте, а было тесно связано с духовным контекстом своего времени, который наряду с романтизмом составляли воззрения И. Гете и Г. Гегеля, идеи предшественников: И. Канта (о творческой активности субъекта и связующей роли эстетики в культуре), И. Фихте (о свободном самосознающем субъекте, постигающем себя через другого), просветительские представления о единстве чувства, разума и воображения и целеустремленности культурного творчества, сентименталистские о культурной значимости сферы чувственности. Младшими современниками романтиков были Т. Готье и Ш. Бодлер, ставшие идеологами последующих эстетизма и символизма, сторонники «одомашненного романтизма» в лице «бидермейера», и, наконец, не менее влиятельные в художественной картине XIX века реалисты и неоклассицисты. Таким образом, романтизм не был ни единственным, ни самым масштабным культурным движением первой половины XIX века, но он был первым, прокладывавшим путь к становлению культуры нового типа: «Весь романтизм в движении к новому, в переходе, в динамике, которая осмысляется как разрушение и восстановление, как разрушение и строительство. Если рассматривать романтизм во всей полноте осуществившихся возможностей, то романтизм это не такаято «школа», не такоето направление и не взгляды такогото теоретика, а лишь определенное закономернопротиворечивое и драматическое по своему выражению соотношение языков культуры на историческом переломе рубежа веков. Этим объясняется исключительное многообразие романтических идей, появляющееся на кратчайшем отрезке исторического развития».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.