Третья часть
Дальше – больше. Социалистический реализм с его сверхзадачей выдавать желаемое за действительное никак не вдохновлял, поскольку как раз все наиболее значительные произведения в советской литературе созданы вопреки пресловутому методу.
А литература, искусство – вообще зачем? Отражать, воспевать, развлекать, услаждать, описывать, познавать, воспитывать? Пришло понимание главной функции – исследования, познания жизни. Наука пользуется своим инструментарием – если не точным, соизмеримым, то описательно-соотнесенным, в основе их единица измерения или осознанная закономерность в описательных дисциплинах. В искусстве, а сюда входит и литература, создается искусственная реальность, виртуальная, по нынешним понятиям. Процесс созидания сопровождается образно-эмоциональным осознанием-обчувствованием и познанием типичности, характерности,
Дальше – больше. Социалистический реализм с его сверхзадачей выдавать желаемое за действительное никак не вдохновлял, поскольку как раз все наиболее значительные произведения в советской литературе созданы вопреки пресловутому методу.
А литература, искусство – вообще зачем? Отражать, воспевать, развлекать, услаждать, описывать, познавать, воспитывать? Пришло понимание главной функции – исследования, познания жизни. Наука пользуется своим инструментарием – если не точным, соизмеримым, то описательно-соотнесенным, в основе их единица измерения или осознанная закономерность в описательных дисциплинах. В искусстве, а сюда входит и литература, создается искусственная реальность, виртуальная, по нынешним понятиям. Процесс созидания сопровождается образно-эмоциональным осознанием-обчувствованием и познанием типичности, характерности, что равносильно закономерностям в науке. Стало быть «физики» и «лирики» — функционально равноправны, двуедины, не могут подменять друг друга, претендовать на лидерство и первенство? Хотя есть немало пограничных состояний и жанров, где не понять: это наука или искусство, или то и другое? Но, грубо говоря, не зря у человека два полушария головного мозга, одно преимущественно понятийное, а другое — образно-эмоциональное?
Поэтому воспитательное значение, наслаждение от произведения искусства – важные функции, но не основные. К открытию ведет только исследование, наслаждаться вторичным, банальным, конечно, можно, но лишь при наличии извращенного вкуса или при полном его отсутствии. Воспитывать же на банальном можно и нужно, ведь повторенье – мать ученья. При этом воспитать настоящую личность, не приучив ее к сотворчеству, а познание и исследование – прекрасное поле для сотворчества, невозможно.
Если приравнять искусство к науке, художника – к ученому, то, если писатель корректно исследует жизнь, не прибегая к искажению действительности во имя чьих-то интересов, он за результаты своего исследования не в ответе? Чистой воды инакомыслие, потому-то в советские времена я не высовывался со своими теориями, а предпочитал претворять их в конкретной художественной практике.
Поверить гармонию алгеброй еще никому не удавалась. Для этого Создатель вместе с талантом награждает чувством меры – врожденным инстинктом гармонии и вкуса. Композиция произведения – инструмент гармонии, поэзия – гармония благозвучного или рифмованного слова и содержания. А песня? Мелодичная имеется в виду, не песняки с надоедными камланиями, не поток сознания, часто под наркокайфом, бред наяву в форме рэпа, в котором ни складу, ни ладу.
Когда пришла пора писать главную книгу – дилогию «RRR», или «Три эр», как ее прозвали читатели, то мне для исследования процессов осатанения родного советского общества, пришлось сформулировать не только свои эстетические принципы, которые я назвал метареализмом, но и философию асимметрии.
Наверное, следовало назвать новым метареализмом, поскольку введенный в обиход М. Эпшейном – метафизический или метафорический.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.