Традиционное консервативное сознание на уровне внешнего эмоционального настроя
Оно глубоко пронизано ощущением какой — то онтологической катастрофы, разорванности привычных и проверенных вековым опытом человеческих связей и нравственных норм. Причем корни ощущаемой катастрофы усматриваются в самой человеческой природе, лишившейся традиционных сдерживающих механизмов морали и религии и прорвавшейся в «злом» порыве «наружу». В этом смысле консерватизм нередко называют «политической секуляризацией доктрины первородного греха» . В то же время идея злой человеческой природы наполняется в консерватизме вполне определенным антидемократическим содержанием. Как писал еще один из первых консервативных критиков французской буржуазной революции, эстетик и политик Э. Берк: «История по большей части слагается из несчастий, которые обусловлены гордыней, честолюбием, жадностью, мстительностью, похотливостью, соблазнами, лицемерием и другими беспорядочными вожделениями, которым подвержены массы». Эта черта традиционного консервативного сознания сохранилась и по сей день, на что обращает внимание американский социолог Ирвин Горовиц: «Изощренная моралистическая артиллерия нового консерватизма имеет вполне светскую цель — защиту стабильности общества, основанного на принципах частной собственности» *.Охранительные в политическом отношении функции выполняет и принижение способностей человеческого разума, вытекающее из свойственного традиционным консерваторам религиозного абсолютизма, согласно которому индивидуальному разуму не отводится роль даже «служанки богословия». Характерной чертой традиционного консервативного сознания является также требование безоговорочного подчинения нормам религиозной морали, воплощающим «мудрость прошлых поколений», что и вменяется в обязанность воспитателям подрастающего поколения, а также ведущим деятелям культуры и искусства.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.