«Термин «эстетика»
Он пишет Маркузе,— может быть использован для обозначения качества производственно-творческого процесса в царстве свободы. Техника, обретая черты искусства, преобразует субъективную чувственность в объективную форму, в реальность» К В «нерепрессивной цивилизации» будущего, согласно Маркузе, искусство выйдет из «гетто» художественной формы и станет «формой реальности» . Это будет «конец» искусства путем реализации в жизни его возвышенных идеалов прекрасного. Идея панэстетизма, содержащаяся в социальной эстетике контркультуры и получающая теоретизированное выражение у Маркузе, в значительной мере созвучна аналогичным мотивам в работах такого известного эстетика, как Герберт Рид, на которые часто ссылается Маркузе. Рид, в частности, писал: «Искусство должно занять в нашей жизни такое место, чтобы мы могли сказать: нет произведений искусства, существует только искусство,— тогда оно стало бы образом жизни» . В то же время, в отличие от Рида, Маркузе, во-первых, придает идее панэстетизма ярко выраженное радикальное политическое звучание; во-вторых, обусловливает ее соответствующим уровнем развития материально-технической базы общества; и, наконец, в-третьих, усматривает непосредственную взаимосвязь между эстетикой, этикой и так называемым «эротическим измерением» пропагандируемого контркультурой орфического образа жизни. «Мы находимся в водовороте неукротимых сил, которые соединяют эротику, эстетику и этику в единое бунтующее сознание — против всех форм репрессии… Есть только одна эстетико-этико-эротическая истина, и эта истина отрицает самым радикальным образом нынешнее репрессивное общество» ,— так развивают содержащиеся в маркузианстве положения другие сторонники и выразители социальной эстетики контркультуры.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.