Сводка идей
Мерзляков начинает свои лекции с определения того, что представляет собой эстетика как наука: «Именем эстетики называется философия изящных искусств, или наука, содержащая в себе как всеобщую теорию, так равно и правила изящных искусств, из наблюдений вкуса извлеченные». Далее дается краткая сводка идей, содержащихся в истории. Упоминаются имена Аристотеля, который, по мнению Мерзлякова, ограничился наблюдением того, что встречается приятного в поэзии, но не открыл общих законов; Дюбо, построившего теорию искусства на потребности человека занимать разум разного рода деятельностью; Баттё, нашедшего общее основание для целого ряда искусств в стремлении подражать изящной природе; Баумгартена, который причину приятных чувств находил «в темном уразумении совершенства»; Зульцера, создавшего словарь изящных искусств и исследовавшего психологические причины возбуждения приятных чувств под воздействием изящного.
Переходя к изложению своих мыслей об эстетике, Мерзляков предлагает разделить эту науку на три части: первая умозрительная часть философия изящных искусств, вторая практическая часть, где должны быть описаны виды и жанры искусств, и, наконец, третья, в которой выводятся правила для художников, касающиеся «изобретения» (инвенции термин риторики), «расположения» и «обработания» предмета соответственно действию каждой части произведения. Не забывает профессор и о том, что надо объяснить слушателям, в чем заключается польза от эстетики. Она многообразна: эстетика может «подать помощь художнику», научив его правилам «делания»; для любителя искусства «быть руководительницей в его суждениях» и научить его из удовольствия, доставляемого изящными искусствами, «извлекать важнейшую пользу, для которой они существенно предназначены».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.