Суарес подчеркивает самостоятельность
Причем Суарес подчеркивает самостоятельность и важность знания о единичном. Более того, он показывает важность чувственного познания.
Все познание, по Суаресу, в сущности, представляет собой один интенциональный акт, относящийся как к области чувственного, так и к области интеллектуального. Познание, говорит Суарес, есть не что иное, как установление
Причем Суарес подчеркивает самостоятельность и важность знания о единичном. Более того, он показывает важность чувственного познания.
Все познание, по Суаресу, в сущности, представляет собой один интенциональный акт, относящийся как к области чувственного, так и к области интеллектуального. Познание, говорит Суарес, есть не что иное, как установление формального интенционального соответствия между способностью познания и объектом. Это акт уподобления или сопоставления (ассимиляции – assimulatio, assimilatio) познавательной способности с вещами, которые познаются. Еще более точным будет термин «соединение» (conjunctio). Другими словами, познание имеет место именно благодаря этому соединению. Ассимиляция носит интенциональный характер и представляет собой «мост» между способностью души к познанию и познаваемой вещью. Соединение (в смысле «совокупного пребывания» – communiter) субъекта и объекта познания является, интенциональным, а не реальным. Кроме того, подчеркивает Суарес, это соединение не имеет субстанциального характера, оно аналогично тому, как акциденция соединяется с субстанцией – носительницей многих свойств. В то же время, интенциональные виды качественно отличны от познавательной способности души, в которой они пребывают (формируются), и от самого акта познания (distinctum ab actu). Интенциональные виды также не тождественны объектам, которые представляют. Объект является субъекту посредством интенциональных видов, и это представление есть repraesentatio или vicaria. То есть, в душе – благодаря интенциональным видам – возникают образы, которые «наглядно представляют» познаваемый предмет и являются его «заместителями» в нашем сознании.
V.
Как мы уже заметили, в познавательной способности ума философ выделяет две ступени –чувственную и разумную. Познание первого рода, чувственное, «включается» тогда, когда душа испытывает воздействие вещей чувственного мира. Результатами работы внешних чувств, вступающих в соприкосновение с предметами, являются чувственные интенциональные виды. Важным, с нашей точки зрения, здесь является то, что чувственная ступень для Суареса имеет самостоятельное значение, и хотя она, разумеется, не исчерпывает познание, тем не менее, является «познанием по природе», а не каким-либо подготовительным или предварительным его этапом.
Сложный акт, каким для Суареса является познание, не ограничивается формированием представления. Представление, точнее, образ, результат воображения, – лишь посредник (medium quo), знак (signum quo), упорядочивающий процесс познания.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.