Суарес говорит о вещах
Но вещь не находит своего обозначения, если деноминация произведена произвольно, не по существу. Так, нельзя назвать отцом человека, который не имеет детей, то есть, если ему не присуще качество отцовства.
Когда Суарес говорит о вещах, которые обозначаются как универсалии, он не имеет в виду внутреннее свойство вещи
Но вещь не находит своего обозначения, если деноминация произведена произвольно, не по существу. Так, нельзя назвать отцом человека, который не имеет детей, то есть, если ему не присуще качество отцовства.
Когда Суарес говорит о вещах, которые обозначаются как универсалии, он не имеет в виду внутреннее свойство вещи иметь общую природу. Он имеет в виду то, что называется универсальным по причинно-следственным отношениям; универсалии формируются в разуме, который посредством одной формы воспринимается целый класс вещей. Формальной причиной в этом случае выступает сам разум, а не какие-то «общие формы» или «природы» в единичных вещах.
Суарес не углубляется в классификацию обозначений. Для него определяющим является положение о том, что природа (сущность, чтойность, форма) единичной вещи есть результат внешней деноминации, точнее, наименования через логические связи между природой единичной вещи и формальным понятием в мышлении.
XIII.
Важная проблема, которую рассматривает Суарес в своем учении о душе – проблема познания различных классов субстанций. И хотя «в фокусе» человеческого познания, с точки зрения философа, находятся единичные материальные предметы, entia realia в прямом и собственном смысле, Суарес разрабатывает «порядок познания» других объектов. В качестве примера обратимся к трактовке познания нематериальных субстанций.
Во-первых, уточним, что под нематериальными субстанциями мы, вслед за Суаресом, будем подразумевать Бога, ангелов, отдельные (от телесной оболочки) души и прочие «духовные вещи», традиционные и привычные для схоластики. Во всяком случае, речь пойдет о направленности познания «вовне». (Тему самопознания Суарес рассматривает отдельно.)
Во-вторых, нам придется сделать отступление по поводу того, как, под каким углом зрения могут познаваться вещи.
Любая вещь, говорит Суарес, может познаваться двумя способами: во-первых, как существование («an sit»), во-вторых, как сущность («quid sit»). Познание вещи с точки зрения существования также может быть двояким: либо она рассматривается как актуально существующая, либо как имеющая способность к существованию. Вещь с точки зрения ее сущности также может познаваться двумя способами. Первый способ – так называемое «совершенное» или «полное» познание, завершающееся составлением адекватного понятия о вещи, второй способ представляет собой частичное, акцидентальное познание, когда разум ограничивается лишь определенными аспектами вещи, хотя и относящимися к ее сущности.
«Совершенное» познание предполагает максимальную четкость, ясность и глубину, оно постигает сущность («quidditas») вещи и через сущность высвечивает всевозможные свойства предмета.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.