Ступенчатое повторение
Основные приемы сюжетосложения, выведенные на основании переработки обширного литературного материала, ступенчатое повторение, параллелизм, обрамление и нанизывание. Они являются лишь частным случаем более общих приемов искусства. Так, к ступенчатому построению относится повтор с его частным случаем рифмой, а также тавтология, тавтологический параллелизм, психологический параллелизм, замедление, эпические повторения, сказочные образы, перипетия и др. Само же смысловое значение повторяющегося элемента при тавтологии или созвучного или параллельного совершенно безразлично.
Из приведенного высказывания видно, что содержание (психология и поступки действующих лиц) теперь объявляется лишь мотивировкой тех приемов сюжетосложения и композиции, которыми создатель произведения стремится увлечь читателя. Отсюда следует антипсихологизм такой позиции. Как можно изучать, скажем, психологию людей Ренессанса по пьесам Шекспира, если оказывается, например, что причина медлительности Гамлета в осуществлении замысла мести лежит совсем не в его психологии, а в том, как полагает Б. Эйхенбаум, что «трагедию надо задерживать, а задержание это скрыть». Более полно выражена эта мысль в работе Эйхенбаума, ставшей классической, «Как сделана Шинель” Гоголя». В ней проводится мысль, что главным принципом построения произведения является сказ. Ему подчиняются все психологические, социальные и этические мотивировки, имеющиеся в повести. «Под сказом я разумею такую форму повествовательной прозы, которая в своей лексике, синтаксисе и подборе интонаций обнаруживает установку на устную речь рассказчика», пишет Эйхенбаум.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.