Сторонники контркультуры
Дело в том, что для, которым «справа» было предъявлено обвинение в том, что они являются носителями «антикультуры» и даже «нашествием кентавров», в действительности существовали определенные всеобщие куль — бурные нормы и эстетические Ценности. Другое дело, что радикалы отвергли право какого бы то ни было буржуазного социально-культурного института на посредничество между индивидом и Культурой и провозгласили коллективно-ритуализированную причастность каждого отдельного индивида к миру «высшего смысла». Именно в этой глубинной социально-психологической установке контркультурного эстетического сознания кроются истоки театрально-карнавальной, «хороводческой» политики и эстетики левого радикализма, идеи «театра» как непосредственной и активной «включенности» актера-зрителя в коллективное действие. Радикализм этой идеи, ее критический по отношению к капитализму потенциал как раз и заключается в отказе признать право буржуазного общества быть полномочным представителем и посредником между индивидом и всеобщими идеалами «Истины» и «Красоты». «Деструктивные» и «антикультурные» тенденции левого радикализма, всеми возможными способами подчеркнутые его буржуазными критиками, в действительности означали совершенно иное— не «антикультуру», а особое отношение к культуре, ничем не опосредованную «игровую» включенность в нее. «Игра» в данном случае выступила как фактор свободы и радикального социально-культурного творчества. Поэтому отнюдь не сама по себе эстетизированная празднично-игровая стихия была выражением коренной слабости, присущей социально-культурному авангардизму, а тот факт, что «революция-праздник» оказалась противопоставленной реальной, конкретно-исторической социалистической революции. В этой связи можно вспомнить слова В. И. Ленина, назвавшего революцию праздником угнетенных и эксплуатируемых Сами по себе «праздник», «игра», «искусство» являются не только существенными компонентами революционного исторического творчества, но и необходимыми факторами человеческого общественного бытия.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.