С.Тимашев. Рецензия в журнале «Молодая гвардия»
А. Ольшанский. Сто пятый километр. Рассказы и повесть. М., «Современник», 1977.
Если бегло посмотреть книгу прозы А. Ольшанского «Сто пятый километр», то немало удивишься тому, насколько обычны и незатейливы ситуации, на которых построены составившие ее произведения, сколь ординарны характеры героев и их судьбы. Не встретишь в рассказах хитроумной интриги, неожиданного сюжетного хода, одним словом, того набора литературных средств, которые нередко используются писателями с целью привлечения читательского интереса.
А. Ольшанскому нет нужды гнаться за внешней занимательностью, ибо писатель умеет видеть в самом повседневном то незаурядное и особенное, что составляет ценность каждого прожитого человеком дня, из чего складывается неповторимость
А. Ольшанский. Сто пятый километр. Рассказы и повесть. М., «Современник», 1977.
Если бегло посмотреть книгу прозы А. Ольшанского «Сто пятый километр», то немало удивишься тому, насколько обычны и незатейливы ситуации, на которых построены составившие ее произведения, сколь ординарны характеры героев и их судьбы. Не встретишь в рассказах хитроумной интриги, неожиданного сюжетного хода, одним словом, того набора литературных средств, которые нередко используются писателями с целью привлечения читательского интереса.
А. Ольшанскому нет нужды гнаться за внешней занимательностью, ибо писатель умеет видеть в самом повседневном то незаурядное и особенное, что составляет ценность каждого прожитого человеком дня, из чего складывается неповторимость каждого характера.
До мельчайших подробностей изображает автор мир, в котором живут его герои, и не ошибается в выборе этих подробностей — все они к месту. Как не увлечься, не поверить рассказу, несущему точное и убедительное изображение той жизни, в которой мы живем, поднимающему вопросы, которые рано или поздно встают перед каждым из нас.
Вот, например, рассказ «Сто пятый километр», давший название сборнику. Герой его, машинист маневрового паровоза Николай Карпович Сытин, отправляется в рейс на узловую станцию, «где маневровому будут промывать котел. До узловой недалеко, немногим больше ста километров, но поездка туда для Николая Карповича, его помощника Степана Козлова и кочегара Васьки — все-таки событие».
Ничего, кроме этого «события», в рассказе и не будет, но мы поймем, что для машиниста, двадцать лет проведшего в рейсах, «эта поездка всё равно что для других встреча с родными местами, прогулка в лес, любимое место на берегу реки, где можно собраться с мыслями, почувствовать себя человеком и посмотреть отсюда: что ты значишь в той будничной жизни». И так же, как он, мы будем ждать приближения сто пятого километра, где когда-то стоял похожий на белый гриб домик путевого обходчика. Жизнь обитателей этого домика прошла на глазах Сытина, гонявшего мимо составы с донецким углем. И наконец, дав прощальный гудок «сто пятому», мы расстанемся с бригадой маневрового, унося мысль о том, как может быть зримо воплощена в труде и заботах, в общем-то скоротечная человеческая жизнь.
В большинстве рассказов автор как бы постоянно подводит читателя к мысли о том, что для человека нет ничего важнее, чем оставленная о себе добрая память.
Герои рассказов А. Ольшанского светло смотрят па мир, не пасуют перед возникшими в их жизни неурядицами и в самых безвыходных ситуациях находят в себе силы, чтобы продолжить жизнь по-людски. В этом им помогают трудолюбие, человечность и преданность той земле, на которой они родились и выросли.
Вернувшийся с войны Пармен Шишкин (рассказ «Привет от Шишкина») начинает мирную жизнь с того, что строит основательную мастерскую, в которой он будет заниматься своей столярной работой. Он «…ставил первый столб, выверял его на вертикальность, засыпал яму и трамбовал землю не без торжественного настроения. Всё-таки от этого столба он начинал возводить не только времянку под столярную мастерскую, а выходило, брала исток его новая мирная жизнь».
Повествование А. Ольшанский ведет неспешно и обстоятельно. Проза его, как уже говорилось, наполнена множеством подробностей и деталей, и в том, что звучат они естественно, сказывается точное знание автором жизненного материала, его личный опыт и писательская наблюдательность. Хорошо при этом, что предметность изображения не заслоняет в рассказах главного — их духовного содержания, а как бы дополняет духовный мир рассказов, сливается с ним, убеждая читателя в реальности происходящего.
К просчетам писателя, связанным с поиском новых изобразительных средств, мне кажется, можно отнести рассказы «Рекс», «Портос» и «Сказка о бердянском бычке». В них автор отступил от свойственной ему манеры непринужденного, не рассчитанного на эффекты сюжетного построения, попробовал создать, нечто затейливое и прихотью этой, думается, разрушил неплохой в общем-то замысел рассказов.
Автору не надо искать своеобразия творческой манеры в изощренности литературного приема. В его творчестве своеобразным является подкупающая простота отношения героев к миру, в котором они живут. Это искренняя и суровая простота доверия к человеку, заключающая ясное понимание нравственных задач, стоящих перед ними.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.