Стихотворение «На заре»
Стихотворение «На заре» полно тоскливых размышлений, но название его оправдано тем, что одну треть текста занимает описание заката («Заревом заката даль небес объята…» и т. д.). Лишь за развернутым пейзажным вступлением начинаются грустные размышления поэта: Только ты не знаешь неги и покоя, Грудь моя больная, полная тоской. Нетрудно заметить, что Надсон прибегает здесь к излюбленному композиционному приему Лермонтова, к контрасту между тоскливым настроением человека и умиротворенностью в природе. («Выхожу один я на дорогу» или «Я к вам пишу: случайно! Право…» и т. д.). Правда, у Надсона пейзаж разрастается и выделяется в. самостоятельную часть в общей композиции стихотворения. Но это не прибавляет ему конкретности, пейзаж остается, слишком общим, декоративным, условным, вырисовываются лишь контуры. «Даль небес», «речка голубая», «тучки», «ясная вышина», «звездочка-шалунья», «лес, облитый светом», «спящие нивы» — вот составные части пейзажа в приведенном стихотворении. Взгляд поэта схватывает общие чергьт пространства — от земли до неба, ность, предметность пейзажа. Созерцание природы издалека приводит к тому, что рисунок пейзажа расплывается, теряется многообразие красок, остаются лишь основные цвета. Словом, пейзаж становится условным, удаленным от реальности. В стихотворениях Коста также нередко встречаем пейзажные компоненты, играющие аналогичную роль. Пейзажные зарисовки выступают как бы прологом к основной мысли стихотворения («Над нами плыл месяц»), или же вытесняют ее на самый конец произведения, становясь как бы условием его свершения («Когда прозрачной пеленою…»).
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.