Социально-культурная концепция
Действительно, «нового» консерватизма видит человека только сквозь призму традиционных консервативных представлений — как проекцию внешних социальных условностей и сдерживающих моралистических рамок, которые только и могут обуздать так и рвущиеся наружу злые импульсы человеческой природы. Искусству в этой схеме как раз и отводится роль одного из «социализаторов» человеческого эгоизма и агрессивности. «Можно только удивляться,— пишет в этой связи другой теоретик «нового» консерватизма, Ирвин Кристол,— как буржуазное общество существует еще в культурной среде, в которой высмеиваются традиционные буржуазные добродетели и восхваляются промискуитет, гомосексуализм, наркомания, политический терроризм — словом, все то, что с буржуазной точки зрения должно быть расценено как извращение» . «Социальный гедонизм» расценивается современными консерваторами как всеобщий «культурный стиль» современного капиталистического общества, вначале наиболее отчетливо проявившийся в модернистском искусстве, но сегодня уже представляющий реальную угрозу для социальной стабильности самого капитализма. «Культура самопотворства, гедонизма, сибаритства, возникшая в последние 25—50 лет, неспособна обеспечить политическое и социальное единство. Это разрушительная культура» ,— утверждает Роберт Хейлбронер. Таким образом, согласно логике «нового» консерватизма, в результате «разобщенности» сфер экономики, политики и культуры, последняя в своем «автономном» развитии со временем превратилась в «разрушительную», «враждебную» культуру, в «противокультуру» (или в контркультуру), отвергающую все основные принципы, ценности и нормы буржуазного правопорядка и буржуазной культуры. А в этом современные консерваторы, отождествляющие пути мирового прогресса исключительно с путями развития капитализма, усматривают угрозу ни больше ни меньше как «заката цивилизации».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.