Слова персонажей
В пьесе эту критику производят не слова персонажей, а внутренние соотношения и противоречия между элементами структуры пьесы. Таким образом, цель искусства Брехта в том, чтобы разрушить неподвижную сферу идеологического сознания и начать процесс становления нового сознания зрителя, который должен завершиться уже за пределами театра в политическом действии.
Франкфуртская школа. Т. Адорно, Г. Маркузе. Перри Андерсон обратил внимание на сходство концепции «Диалектики Просвещения» М. Хоркхаймера и Т. Адорно, программной работы Франкфуртской школы, с контрэволюционистской метафизикой Шеллинга, который в середине своего творческого пути рассматривал всю предыдущую историю человечества как регрессию от высшего к низшему состоянию «падшей природы» после изначального «вытеснения» божественности из мира. Можно вспомнить также сочувственное отношение франкфуртцев к Шопенгауэру М. Хоркхаймер написал статью «Актуальность Шопенгауэра». Такое парадоксальное, казалось бы, сочетание марксизма и секуляризированного мистического пессимизма станет понятным, если вспомнить, что западные марксисты существовали в это время в обстановке политической изоляции и отчаяния. Если Лукач создавал свои ранние работы еще в атмосфере революции с надеждой на историческое чудо, то в середине века, в условиях распространения фашизма и нацизма, мировой войны, сталинизации коммунистического движения, стабилизации империализма, реальность представлялась уже несокрушимым мировым злом. Критическая теория была по существу эстетической теорией, поскольку при невозможности политического действия искусство казалось последним прибежищем «воспоминаний о счастье». Искусство предстает как негативность, как обнажение дисгармоничности существования.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.