Система кодирования
Игровое начало в художественной коммуникации проявляется в многократном кодировании одного и того же сообщения. Прежде чем читатель или зритель встретится с самим художественным произведением, он уже получает установку на то, как надо его воспринимать: первая система кодирования дается подзаголовком книги (роман, повесть, поэма, юмористический рассказ и т. д.), или обозначением жанра пьесы на афише (трагедия, комедия, мелодрама и т. д.), или в программе фильмов (триллер, фильм ужасов, блокбастер, фэнтези, психологическая драма и т. д.). Такое предварительное кодирование, настраивающее реципиента на определенный тон восприятия, иногда сможет оказать ему плохую услугу, если он не может перестроиться в процессе непосредственного контакта с произведением. (Так, определение Чеховым жанра «Чайки» как комедии, имевшееся на афише Александринского театра, настроило зрителей премьеры на ожидание комических эффектов и соответственно привело к непониманию того, что происходит на сцене.) Далее, уже в процессе восприятия текста реципиент должен ожидать, что гдето произойдет смена кодов, присутствующих в первой части текста какойто одной его линии или плана. Она наступит именно тогда, когда те или иные элементы получат черты высокой степени предсказуемости, отчего их восприятие притупится, автоматизируется. Тогда они отходят на второй план, а структурная доминанта смещается в сторону тех сегментов текста, прочтение которых требует другого ключа. Читатель, утвердившийся в выборе определенной декодирующей системы (жанра, стиля произведения, его метрической системы и т. д.), чувствует, что появляются некоторые моменты, не кодируемые в выбранном ключе. И если инерция чтения не позволит ему сменить код, то можно сказать, что он проиграл игру, предложенную искусным мастером, и «разрушил песню».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.