Самокритика Маркузе
Она могла бы быть оправдана, если бы вслед за ней шло позитивное решение рассматриваемого вопроса, основывающееся на понимании искусства как особого отражения действительности. Однако, отвергая действительно уязвимые положения эстетики контркультуры 60-х годов, Маркузе заменяет их не менее ошибочными тезисами. Леворадикальный теоретик исходит из признания глубокого кризиса и даже полного распада классической традиции буржуазного искусства и культуры, объясняя его даже не столько влиянием леворадикального социально-культурного авангардизма, сколько новейшими императивами развитого капитализма, «общества потребления». «Сегодня,— пишет он,— разрыв с буржуазной традицией в искусстве, как «серьезном», так и массовом, кажется уже бесповоротным. Новые «открытые» формы или «свободные формы» демонстрируют уже не просто новую фазу в исторической смене художественных стилей, но отрицание самого мира, в котором жило искусство, демонстрируют попытки изменить историческую функцию искусства. Являются ли эти попытки шагом вперед по пути к освобождению?» Если в 60-х годах Маркузе считал, что это именно так и есть, то теперь он уже склоняется к отрицательному ответу на поставленный им вопрос.
Фактически Маркузе отрицает пропагандировавшуюся им же самим в прошлом идею десублимации культуры и искусства средствами «эмансипации чувственности» как единственно возможного пути к ликвидации социальной репрессии и созданию «нерепрессивной культуры». Десублимация искусства, создание «чувственной культуры», пишет он, означало бы сознательное разрушение автономной художественной формы и «растворение» искусства в реальности, в общественной жизни, перевод искусства из «иллюзорного» измерения в «реальное», превращение его в «форму реальности». Между тем политический потенциал искусства Маркузе на этот раз усматривает как раз в его «иллюзорности», в самой художественной форме как таковой.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.