Романтические авторы
Романтические авторы критиковали классическую модель не столько за приверженность порядку, сколько за то, что она сковывает свободу мышления, ставя творчество в подчинение рациональной и неизменной концепции бытия, предпосылая художественному творчеству систему правил и ограничений. Принципиальным моментом этой дискуссии было противопоставление античной классики и классицизма, который не только был главным авторитетом эпохи Просвещения, но и оставался влиятельным течением европейского искусства первой половины XIX века, во многом определяя вкусы современников, препятствуя пониманию ими языка романтиков. С одной стороны, они, согласно всей предшествующей культурной традиции, также преклонялись перед античностью, восхищаясь ее естественной цельностью, простотой и гармоничностью, с другой относились к ней как к своему прошлому, а не как к вечному образцу, и потому считали формализмом установку классицизма на слепое следование античности (об этом писали братья Шлегели, мадам де Сталь, В. Гюго и многие другие).
Категории просветительской эстетики гений и вкус были переосмыслены романтиками таким образом, что вкус стали трактовать как форму отражения уже осуществившегося, идущего извне вовнутрь, характеризующегося тонкостью чувств, но и пассивностью впечатлений, а гения как продуктивную силу движения и распространения изнутри вовне. Главным механизмом деятельности творца все романтики считали воображение.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.