Роль искусства в общественной жизни
Как видно, вопрос о соотношении искусства и политики и ставится Маркузе исключительно в контексте модной сегодня на Западе теории «разрушительного потенциала искусства» (например, аналогичные взгляды применительно к эстетике кино развиваются в книге американского искусствоведа леворадикальной ориентации Амоса Фогеля «Кино как разрушительное искусство»). При этом критическая сила искусства усматривается Маркузе не в принципиально верном отражении социальной реальности с позиций прогрессивного класса, а во «внеисторической сущности искусства» — в его «эстетическом измерении», создаваемом самой художественной формой, а не содержанием произведения. Более того, политический потенциал искусства Маркузе сегодня видит не только не в «растворенности» искусства в общественной жизни, но, напротив, в его максимальной удаленности и отстраненности от конкретного социального контекста. «Политический потенциал искусства лежит только в его собственном эстетическом измерении. Бго отношение к практике является безжалостно косвенным, опосредованным и фрустрирующим. Чем более непосредственное отношение к политике имеет произведение искусства, тем более оно умаляет свою остраняю — щую силу, свои радикальные и трансцендентные цели изменений. В этом смысле поэзия Бодлера и Рембо может обладать большим разрушительным потенциалом, чем дидактические пьесы Брехта» *. Таким образом, Маркузе, с одной стороны, как будто бы хочет сказать, что искусство должно «преодолевать» идеологические нормы существующих буржуазных отношений и противопоставлять им «идеальный образ новой реальности», однако здесь его ждет неразрешимое противоречие.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.