Родное село писателя
События, описываемые в расказе, писатель относит к периоду до присоединения Кавказа к России, т. е. к тому времени, когда новые отношения еще не успели проникнуть в горскую среду, и, следовательно, причины трагической судьбы своих героев писатель видел исключительно во внутренних противоречиях этой среды.
В селе Ганис (родное село писателя) жили два состоятельных соседа: Боба и Бибо. Они решили поженить своих детей: Азау и Таймураза. Дети росли вместе, в дружбе, перешедшей в чувство взаимной любви. Казалось, никакие силы не помешают им найти свое скромное счастье. Но однажды отец Таймураза погиб под снежным обвалом вместе со своей отарой овец. И началась трагедия любви Азау и Таймураза.
Это начало писатель отмечает характерной композиционной ь. ехой: «Люди избегают бедняка, а счастье к нему близко не подходит». И, в самом деле, Боба и мать Азау Канукон отвернулись от разорившейся семьи Бибо. Боба предпочел святым человеческим отношениям имущественные, а человеческому достоинству богатство, калым.
Бедняка обходят люди и счастье это положение Сека подтверждает всем дальнейшим повествованием. Причем, как и в первом рассказе, писатель показывает, что имущественное положение человека перестраивает на свой лад и его мировоззрение, его этику. Для Боба превосходство имущего над неимущим стало неизменным убеждением, не принимающим в расчет индивидуальные человеческие достоинства имущего и неимущего. Таким образом, в конфликт, вокруг которого развертываются события, вводится момент столкновения патриархальной этики, оценивающей человека прежде всего по его индивидуальным достоинствам, с этикой имущего класса, ценящей человека по его богатству.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.