Репрессивный характер культуры
С одной стороны, можно предположить, что с следует примириться как с неизбежным злом, чтобы не быть ввергнутыми в царство разнузданных животных вожделений. Но, с другой стороны, также можно предположить, что требуется не лечение индивидуальных неврозов, а уничтожение общих причин, ведущих к ним, то есть репрессивной организации инстинктов цивилизацией. Уже сам Фрейд до известной степени сознавал двусмысленность противопоставления в рамках психоаналитической теории методов психотерапии и общей концепции культуры. «Если развитие культуры имеет столь далеко идущее сходство с развитием отдельного человека и применяет те же средства, не вправе ли мы поставить следующий диагноз, что многие культуры, или культурные эпохи,— возможно, и все человечество, стали под влиянием культурных устремлений «невротическими»?» — задавался вопросом Фрейд. Однако тема «невротической» культуры не получила у него дальнейшей разработки и в целом осталась на уровне высказанного сомнения.
Для большинства неофрейдистов представление о неврозе как раз и ассоциируется с индивидуальным психическим расстройством, символическое изживание которого достигается в искусстве, художественном творчестве. «Если термин «невроз» будет ошибочно применяться для характеристики социальной структуры,— предупреждает И. Карузо,— результатом могут быть не только туманные аналогии, но и подчинение адекватного социального действия гигиеническим коррективам». Что же касается проблемы «невротической» культуры в ее противопоставлении индивидуальной психопатологии, то ее детальной разработкой занялся по преимуществу так называемый «левый» фрейдизм
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.