Религиозные установки
А вот американский протестантский теолог Харвей Кокс предпринимает попытку объединить с ренессансными традициями и контркультурой на почве глобального карнавала (вспомним Рабле в трактовке Бахтина), откуда и формулировка «радикальной теологии» и «подпольной церкви», прямо ассоциирующейся с «подпольными» формами творчества. По мнению автора, только смесь святого и революционера может «спасти мир от самого себя». В современной буржуазной философско-эстетической мысли прочно укоренилось представление об укреплении связей между искусством и религией. Прогнозируя будущее искусства, американский эстетик Гарольд Тейлор весьма точно резюмировал смысл этих концепций: «Слово «религия» довольно часто применялось в последнее время для описания этой сферы, которую в современном мире занимают художники. Действительно верно, что в странах Запада была создана область ощущения и восприятия, где искусство и художник занимают место, ранее бывшее владением религиозного чувства и людей, его выражавших. Другой вопрос, религия это или нет. Сам факт существования такой области, обладающей многими атрибутами религиозного чувства, достаточен для того, чтобы указать на решающую роль искусства в современной духовной жизни. Современное тяготение западной церкви к секуляризации, социальному действию и искусствам в будущем будет нарастать, пока искусства и художники не займут центральное место в выражении всех религиозных чувств и верований. Произведение искусства указывает на нечто неизвестное и в конечном итоге непознаваемое» Международном эстетическом конгрессе, состоявшемся в 1964 году в Амстердаме, Леопольд Флам выступил с докладом «Искусство — религия современного человека», получившим широкую известность. Идея «искусства-религии» была органически присуща эстетической концепции видного французского писателя и деятеля культуры Андре Мальро.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.