Радикальный политический потенциал искусства
Теперь для Маркузе оказывается тождествен как раз тому, против чего он прежде выступал,— «иллюзорности» художественного произведения, его «отстраненности» от реальной общественной жизни с ее нормами и запретами. Искусство, с этой точки зрения, всегда должно оставаться своеобразным критическим коррективом tio отношению к «несовершенной» в сравнении с эстетическим идеалом реальности. Сила искусства, его социальная действенность оказываются здесь связанными не с принципиально верным отражением общественной реальности с позиций прогрессивных общественных сил, но, напротив, с эстетической субъективностью, «удаленностью» искусства от социальной конкретики. «Иллюзорный», субъективный характер эстетической формы, с этой точки зрения, открывает «новое измерение» в буржуазной реальности, измерение свободы и наслаждения. Впрочем, эти свобода и наслаждение как раз и являются «иллюзорными», «нереальными» в том смысле, что их реализация ожидается не в действительной общественной жизни, а в сфере субъективного эстетического переживания. Ясно, что это совсем не те свобода и наслаждение, достижение которых прежде расценивалось Маркузе как политическая цель эстетики контркультуры. Существенной переоценке Маркузе теперь подвергает исходную проблему эстетики контркультуры — вопрос о соотношении искусства и политики (революции). Выше мы могли убедиться, что само понятие революции у Маркузе всегда было весьма далеко от его марксистского понимания и что сегодня оно служит лишь формальным оправданием для изменения политической тактики «новых левых», перевода активного протеста в просветительское действие. Бели в своих прежних работах, выражая сокровенные идеи эстетики контркультуры 60-х годов, Маркузе требовал подчинения искусства политике, а в конечном счете — и его «растворения» в общественной жизни, то в 70-х годах он придерживается уже диаметрально противоположной позиции.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.