Психологическое единство
Психологическое единство, сформировавшееся на культурной почве, стало главной причиной отсутствия в японской истории разрушительных явлений подобных социальным революциям. Борьба шла между отдельными кланами и группами интересов. Победа одних над другими не приводила к разрушению культурных и цивилизационных ценностей. Гибель храмов в некоторых случаях была связана отнюдь не с желанием искоренить культовые сооружения противника. Они разрушались в основном как фортификационные сооружения, как крепости, или в результате пожаров.
Структура японского государства, механизм власти и его восприятие японцами восходит также к этикоэстетическим воззрениям японцев о том, как должен строиться этот механизм, к традиционной системе социальных ценностей. Это — восприятие государства как некой целостности, обладающей тремя «добродетелями»: гармонией, разумной организацией и социальной эффективностью, что в целом обеспечивает стабильность.
По своей социальной сути стабильность — это критически важное качество для страны, уязвимой для внешних катаклизмов и не обладающей для противодействия им достаточными внутренними ресурсами, кроме психологических. Стремлением японцев к стабильности, устойчивости всех социальных и психологических структур часто определяют как консерватизм, что в значительной мере не соответствует действительности. Это — европейское клише, перенесенное на японскую почву без необходимости учета специфики культурной традиции. Конструктивный или «здоровый» консерватизм японцев отличается от европейского или классического. И объясняется это традиционными этикоэстетическими нормами. Здесь нет четкой грани между консерватизмом и радикализмом. В культурной «мембранной» системе — это два полюса, между которыми находится множество вариантов, выбор которых зависит от конкретной социальной задачи.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.