Проявление парадоксальности
Еще одним из проявлений парадоксальности стиля романтизма была практика «коллективного авторства». Многие романтики заимствовали друг у друга идеи, не ссылаясь при этом на первоисточник и добровольно отказываясь от признания собственного авторского права, поскольку «. для романтиков содержание не завершено, а пребывает в вечном становлении, и прикасающиеся к нему не состязаются в умении, а сообща порождают смысл, не оченьто заботясь об оформлении». «Для подлинного ученого нет ничего своего и ничего чужого», писал Новалис. В этой установке на создание общей «софилософии» проявилась тяга романтиков к синтезу, гармонизирующему противоположности индивидуального и универсального.
Синтез искусств. Идея синтеза как одно из основоположений мировоззренческой концепции романтизма проявилась в эстетике в виде теоретической и практической ориентации на интеграцию видов искусства. Образ творческого взаимопроникновения многообразных сущностей в универсуме, в процессе которого они возбуждают, усиливают и обогащают друг друга, претворяясь в новые образования бесконечно разрастающейся органической целостности, мог быть лучше всего воплощен в искусстве. Идея соответствия звуков, форм, цветов, так называемой синэстезии, была впервые сформулирована романтиками, а потом многократно и разнообразно подхватывалась в символизме, модерне, авангарде XX века, наконец в постмодерне.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.