Произведение искусства
Может показаться, что философия К. Маркса далека от эстетических проблем. Но как тогда объяснить то, что почти все важнейшие работы западных марксистов в XX веке исследования Г. Лукача по теории романа, «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» и литературная критика В. Беньямина, «Эстетическая теория» Т. Адорно, работы Г. Маркузе, в которых эстетическому опыту приписывается революционная роль, посвящены именно этим проблемам? Это заставляет предположить, что эстетическое измерение, пусть и не в явной форме, присуще марксизму изначально, а эстетическая утопия свободного, неотчужденного творчества и неутилитарного созерцания красоты является основной исходной интуицией концепции Маркса.
Известно, что в философии практики Маркса, в отличие от немецкого идеализма, труд, а не самосознание, является источником исторического развития. Но «молодой Маркс уподобляет труд творческой продукции художника, который переносит в свои произведения собственные сущностные силы, а в углубленном созерцании созданного продукта опять их присваивает»1. Эстетические идеи Маркса основаны на принципе автономии прекрасной формы, в которой проявляется свобода и творческий характер человеческого самосознания, но их развитие парадоксальным путем приводит к отказу от попыток создания прекрасных произведений искусства. Маркс понимал прекрасное покантовски как результат гармонизации человеческих способностей при созерцании незаинтересованным зрителем произведения искусства.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.