Проблема символа

Теме символа была посвящена монография 1976 года «Проблема символа и реалистическое искусство». В ней Лосев наделяет символ способностью смыслового конструирования бесконечного ряда единичностей, для которых он является пределом. В этой же монографии Лосев уделяет внимание разделению символа с такими категориями, как аллегория и схема (о чем уже шла речь в его работе 1927 года), подчеркивая, что, так же как и в ранней монографии, он будет рассматривать логическисмысловую природу символа, аллегории и схемы, а не эмпирические случаи их применения. В аллегории образ, употребляемый для иллюстрации общесмыслового принципа, представляет собой логическую структуру, не обладающую живой индивидуальностью. Схема является олицетворением отвлеченного понятия (Добродетель, Порок, Наслаждение, Грех и т. д.), идея здесь перевешивает образ. В этом смысле аллегория и схема отличаются от символа, у которого существует нераздельное единство и равновесие идеи и образа, внутреннего и внешнего, где идея дана конкретно, чувственнонаглядно, в ней нет ничего, чего не было бы в образе.

Действительный смысл этих нарочито заостренных высказываний заключался в том, чтобы показать законы, по которым строится художественное произведение. В академической эстетике, с которой они вели полемику, произведение делилось на содержание и форму, причем содержание идея считалось главным, целью, а форма материал и приемы формовки материала служебным. Можно сказать, что «формалисты» перевернули это соотношение.

Добавить комментарий