Природа человека
Сама же «наделяется здесь неким изначальным аксиологическим нравственноэстетическим содержанием, предстает в качестве эстетизированного идеала, формулируемого как некоторое долженствование, как предустановленная ценность. В отличие от марксистского понимания проблемы социального идеала контркультура склонна в большей степени постулировать его в качестве эстетического императива, чем выводить из анализа реальных противоречий капиталистического общества. В этом смысле социальный и философско-эстетический идеал контркультуры противоречит его диалектико-материалистическому пониманию в марксизме. Над характерным для контркультурной эстетической концепции представлением о социально-личностном идеале далее надстраивается как бы ее «второй уровень» — критический раздел, в котором предпринимается попытка критического описания реальности современного капиталистического общества и его культуры. Хотя критика эта объективно порождается самими противоречиями современного капитализма, как только от конкретных зарисовок, порой вполне верных и ярких, делается шаг в направлении теории, критика отрывается от действительных общественных отношений, а ее «масштабом» становится всеобщий антропологический идеал. На критико-описательном уровне социальная эстетика контркультуры строится как «критическая теория общества». Антропологические постулаты, лежащие в ее основе, приводят к тому, что эта эстетическая концепция претендует на роль доктрины освобождения человеческой «природы» от всех социально-предметных «наслоений», очищения человеческой чувственности от ее общественно-исторических определений. Как отмечают американские авторы, камнем преткновения для контркультуры становится уже не столько борьба правых и левых тенденций в общественной и культурной жизни, сколько борьба между «гнетом внешнего мира и стремлением к внутреннему освобождению» *.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.