Принципы эстетики
Эстетика играет в системе Шопенгауэра значительную роль, хотя формально являет собой лишь один и лишь временный, мимолетный способ преодоления слепой мотивации правящей миром воли. Однако, как это часто бывает, то, что является временным, случайным и преодоленным эстетический способ созерцания, в конечном счете по своему принципу соответствует высшему, важнейшему, наиболее радикальному, мистическому.
Основные формальные принципы эстетики Шопенгауэр заимствует у Канта. Можно сказать, что он вновь, после философии искусства немецкого идеализма, возвращает эстетику к кантовскому образцу. Но если для Канта эстетика оставалась в баумгартеновском смысле «учением о чувственно воспринимаемом», так что основным предметом ее оказывалось прекрасное в природе, то Шопенгауэр, вслед за немецкими идеалистами, отдает предпочтение искусству.
Незаинтересованность эстетического суждения главная его черта и для Шопенгауэра, стирала для Канта различие между природой и искусством в пользу природы, чувственно воспринимаемой формы, о которой мы не можем еще сказать, как именно и для чего она появилась. Для Шопенгауэра важна смена позиций сознания, которое вдруг переходит от служения закону основания, главному закону воли, от служения желанию, иррациональной мотивации, к незаинтересованному взгляду; от строгой индивидуации к полному растворению в созерцании, от слепого порыва воли к чистому познанию. Этот освобождающий переход, конечно, есть переход в восприятии. Но он осуществляется сознанием, склонным к разрыву мотивационных связей, с уже нарушенным механизмом воли особым сознанием, в некотором смысле неестественным, с точки зрения жизни больным сознанием. Эта способность к выпадению изпод власти воли к чистому созерцанию для Шопенгауэра есть гениальность.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.