Принцип терапевтической процедуры
Если для Фрейда символика, раскрывающая сексуальную подоплеку фантазии, форм эстетического воображения и т. п., выступала в качестве технического, то Маркузе придает ей аксиологическое, социальноэтическое значение, утверждая, что продукты творческого воображения направлены на «нерепрессивную эротическую реальность». Кроме того, Фрейд исходил из необратимости вытеснения фантастических образов «свободной» сексуальности в бессознательное. Маркузе же предполагает, что образы фантазии и воображения могут иметь отношение не только к «субистори- ческому прошлому» человечества, но и к его будущему. Перспективы такого рода социализации и антропологизации способности воображения Маркузе связывает с изменением структуры человеческой деятельности, с пресловутой «эротизацией труда». Здесь, как видно, теория «нерепрессивной культуры» уже вполне однозначно заявляет о себе как о социально-эстетической утопии. Нужно сказать, что утопизм вообще принадлежит к числу глубинных и наиболее характерных черт современного леворадикального сознания, является его органической структурой. «Особый интерес к теоретическим проблемам утопии возник в западной социологии в связи с движением «новых левых». Неопределенные, часто негативные представления «новых левых» о будущем («будущее — мечта»), утопическое понимание путей и средств социальной революции («будьте реалистами — требуйте невозможного») — все это является благодатной почвой для форм утопической мысли» Нужно сказать при этом, что утопическое измерение левого радикализма в значительной мере как раз и воплощает взаимопроникновение и даже слияние социологических и эстетических аспектов контркультуры в некую единую социально-эстетическую утопию.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.