Принцип реальности
Таким образом, внеся свой вклад в легенду о «фаустовской душе», Маркузе и в истории западной культуры и искусства стремится обнаружить исходную фрейдовскую антиномию — и «принцип удовольствия». Однако сведенная к их противопоставлению диалектика культурного процесса оказывается бедной абстракцией, втискивающей историю западноевропейской культуры и искусства в прокрустову схему сублимирования чувственных влечений. Более того, сам образ Орфея должен быть расценен, строго говоря, как продукт животной приспособительной эволюции, животной пассивности, а не человеческой предметной активности. Между тем предметная активность человека, выражающаяся в том числе и в формах художественного творчества, в рамках которой возникает как предметный мир человека, так и человеческое сознание, противостоит любым формам животной адаптации. Только во «внечеловеческом» мире, вовне «природы» человек способен обрести свой истинный мир и самого себя. Человек не может быть «частью природы», потому что в конечном счете он реализует свои сущностные силы только как выход за пределы природного мира.
Согласовать свой исходный критический замысел с логикой психоаналитической мысли Маркузе стремится при помощи идеи о так называемой «разрушительной диалектике» культуры и цивилизации. Опасность саморазрушения грозит «репрессивной культуре» в первую очередь потому, что необходимый для ее развития прогресс в производстве, предполагающий доведение человека до положения «винтика» механизма, требует постоянного увеличения объема «репрессивной» сублимации инстинктов— и в первую очередь Эроса, поскольку Танатос находится «глубже» и лучше скрыт от социализации. Это он, Танатос, напоминает о себе культом насилия, расцветшим в «массовой» культуре и искусстве.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.