Причины бедствия
Причины такого бедствия Ислам, а за ним, конечно, и Бритаев, видит в том, что «мало нам было того, что враг губил нас. Не одолел бы он нас, но мы сами сломили свою силу, загубили друг друга. Никогда у нас не было единства, единодушия».
Цель Бритаева, конечно, была благородной. Но аргументы, которыми он пользуется, мягко говоря, неубедительны. Восхваление былого величия, легендарной храбрости и отваги далеких предков, плач о пережитых некогда трагических бедствиях народа все это, долженствовавшее, по Бритаеву, пробудить здоровое чувство национальной гордости, веру в свою национальную полноценность, могло привести к настроениям национального бахвальства, к чувству национальной исключительности, ибо за этим не было строгой исторической правды.
Здоровое чувство национальной гордости можно воспитать только на основе правдивого освещения подлинных фактов исторической жизни народа, а не идеализацией прошлого, украшательством национального характера и самолюбованием. Высказывания героев трагедии об исторической судьбе осетин и их национальном характере показывают слабость социальноисториче ских взглядов автора.
Исторические события Бритаев объясняет как следствие определенных свойств национального характера. Трагические моменты в истории осетин, оказывается, соотносятся с их национальным характером, как следствие с причиной: не любили друг друга и враг разгромил их по частям! Такое объяснение, конечно, неприемлемо. Единство народа в конкретных событиях складывается на основе единства интересов. Национальный характер сам есть продукт исторической жизни нации, а не наоборот. Только тогда, когда появляются интересы, затрагивающие все слои народа, нации, тогда возникает и национальное единство. Проповедь может только укрепить, усилить, осветить, помочь осмыслить те или иные чувства, возникающие на основе объективных причин, но породить их не может.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.