При рассмотрении русских луллианских сочинений
Таким образом, структура текста в каждой главе задана либо порядком описываемого предмета (перечеслением и описанием входящих в него элементов), либо порядком комбинаторного перебора рассматриваемых отношений. Это относится и к увеличению аргументов и к нахождению ответов при помощи фигур и буквенных сочетаний из соответствующих таблиц. Однако необходимо подчеркнуть очень важный
Таким образом, структура текста в каждой главе задана либо порядком описываемого предмета (перечеслением и описанием входящих в него элементов), либо порядком комбинаторного перебора рассматриваемых отношений. Это относится и к увеличению аргументов и к нахождению ответов при помощи фигур и буквенных сочетаний из соответствующих таблиц. Однако необходимо подчеркнуть очень важный момент. Не следует все сводить только к комбинаторике, к простому сочетанию понятий, из которого потом якобы выискивается какой-либо смысл. Выражением такого подхода в его наиболее утрированной форме является пародия на действия луллиста, выведенная Свифтом в его знаменитом романе [С.293]. Чисто комбинаторными являются только таблицы двух и трех буквенных сочетаний. Когда же идет рассмотрение отношений понятий, задаются вопросы и даются ответы на заданные вопросы (а этому посвещен весь текст кроме буквенных таблиц), то комбинаторика присутствует только лишь в качестве упорядочивающей основы, в качестве каркаса изложения, но не несет содержательного решения. Само по себе приведение в соотношение различных понятий и вопросов не есть конечный результат. Далее идет рассуждение, основанное на содержательных посылках, условиях и правилах (перечисленных в частности в работе Луллия «Gentilis» , которые в конечном счете сводятся к следующим двум правилам: 1) все перечисленные условия направлены к единственной цели и 2) они не должны быть противоположными этой цели. А цель такова: любить, знать, бояться Бога и служить Богу. К этому же относятся доказательство на основе эквивалентности божественных атрибутов и понятие о коррелятивах и их проявлении, которое выражено в четырех видах правила «С».
При рассмотрении русских луллианских сочинений обычно излагаются основные положения «Искусства» Луллия по комбинированию понятий, расположенных в алфавитной таблице, на примере описания действия четырех фигур из «Ars magna» или из «Ars brevis». В это описание входят и двух-, трехбуквенные сочетания, получаемые из третьей и четвертой фигур. Так поступает Зубов, резюмируя описания фигур, которые, по его мнению, являются «самим существом люллиевой «мудрости»: «К использованию указанными фигурами, в сущности, и сводится вся люллианская «мудрость»: последовательное комбинирование элементов таблицы позволяет исчислить все их возможные комбинации и, вместе с тем, дает путеводную нить оратору при изложении своих мыслей. «Ars inveniendi» – искусство одновременно и логическое и риторическое» [11,С.293]. Таким же образом поступает Вомперский, утверждая, что: «…
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.