Превращение «свободного» капитализма в «организованный»
Согласно Маркузе, эти изменения связаны с Цель «репрессивной сублимации счастья» состоит в том, чтобы исключить все остатки бессознательных побуждений даже там, где они касаются чувственного удовольствия — традиционного оплота «Оно», место которого занимает «рациональная» организация человеческого отдыха и наслаждения — «Я-удовольствия». Репрессивные механизмы цивилизации распространяются на ранее остававшиеся суверенными области психики: «прогресс» цивилизации теперь выражается не в переходе от бессознательного к сознанию, а в придании самому сознанию черт бессознательного автоматизма.
Одним из наиболее характерных проявлений этой закономерности культурно-духовного развития современного капитализма с этой точки зрения может служить феномен так называемой «массовой» культуры и «массового» искусства. Если прежнее «высокое» искусство было косвенным выражением, «зашифровкой» бессознательных чувственных влечений художника, то нынешнее буржуазное «массовое» искусство представляет собой сознательную, «рациональную» манипуляцию потаенными чувствами аудитории, цель которой — направить их в заранее определенное русло, лишить «взрывного», опасного для общества потенциала.
Однако «массовая» культура и искусство несут, согласно политико-эстетической концепции контркультуры, и другую, гораздо большую опасность. И здесь теоретикам контркультуры приходится воспроизводить такие ходы мысли, которые однозначно диктуются им заимствованными фрейдистскими элементами. Дело в том, что, согласно психоаналитической доктрине, наряду с врожденной сексуальностью человеческая культура вынуждена преобразовать и канализировать второе бессознательное влечение — инстинкт смерти — Танатос. В процессе социализации Танатоса влечение к саморазрушению преобразуется в экстраецированную агрессивность, являющуюся причиной войн, насилий, преступлений. Однако «не существует социальной организации инстинкта смерти, подобной организации Эроса, это объясняется теми глубинами, на которые действует Танатос: лишь некоторые его производные поддаются контролю» . Лишь частичное социализированное удовлетворение Танатос получает в направленной на подчинение внешнего объекта агрессивности, в частности в научно-техническом покорении природы.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.