Позицию Суареса
А это означает, в частности, что доступное чувствам, как правило, оказывается доступным и разуму.
Позицию Суареса иллюстрирует пример: Люди, которые знают лишь одно солнце, не смогут создать понятие «солнце вообще», основываясь только на чувственном опыте. Прежде чем проводить операцию абстрагирования, человек без сомнения должен сформировать в своей
А это означает, в частности, что доступное чувствам, как правило, оказывается доступным и разуму.
Позицию Суареса иллюстрирует пример: Люди, которые знают лишь одно солнце, не смогут создать понятие «солнце вообще», основываясь только на чувственном опыте. Прежде чем проводить операцию абстрагирования, человек без сомнения должен сформировать в своей душе понятие «этого» солнца. Это будет единичное собственное понятие разума («proprie conceptus»). Нелепым было бы предположение, что люди не смогут познать солнце только из-за того, что оно уникально. И еще более нелепым стало бы предположение, что для этого разуму необходимо понятие «солнца вообще».
Другое дело, если мы обратимся к проблеме познания универсального. Познание универсального, говорит Суарес, – это познание чтойности вещей.
Это чисто рациональный дискурс, отвлеченный от чувственного познания. Предположение о возможности чувственного познания универсальных вещей поясняется другим примером: Если мы видим вдалеке человека, но не можем определить, Петр это или Павел, то нельзя ли сказать, что мы видим человека, лишенного индивидуальных свойств, то есть, «человека вообще»? Разумеется, нет, – отвечает Суарес: ведь даже в этом случае мы видим нечто конкретное, «того человека», с определенными свойствами и качествами. При этом, размышление помогает нам ответить на вопрос: «Не есть ли тот, человек, которого мы видим вдали, ожидаемый нами Петр?».
Суарес замечает, однако, что в том случае, когда «данный» разум в первый раз познает «данную» универсалию и лишь приступает к формированию «первого понятия универсального предмета» (primus conceptus rei universalis), он делает это с помощью единичного вида, представляющего индивидуальную вещь. Это может выглядеть так: сформировав «образ, представляющий Петра», активный разум – в силу своей естественной активной способности создавать виды вплоть до универсальных – продуцирует в пассивном разуме «вид Петра как такового». Другими словами, в этом случае отсутствие «готового» родового понятия «человек» не является помехой для интеллектуального познания Петра, который не теряет принадлежности к человеческому роду из-за отсутствие в данном познающем разуме соответствующего универсального понятия.
Разум, познавая единичную вещь благодаря ее собственному виду, понимает и другие единичные вещи, сравнивая их виды и находя в них общее и различное. Тем самым в поле зрения разума попадает то, что объединяет вещи (praedicata communia), их «общее бытие» (esse commune).
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.