Позиции двух противостоящих лагерей эмпиризма и идеализма
Такими были позиции эти двух противостоящих лагерей эмпиризма и идеализма, когда Фокс Морсильо, оснащенный безграничными знаниями, почерпнутыми из источников собственно греческой философии и вдохновленный благородным пылом своего цветущего века, объявился на поле брани как миротворец со своей бессмертной книгой De naturae philosophia, seu de Platonis et Aristitelis consensione, которая
Такими были позиции эти двух противостоящих лагерей эмпиризма и идеализма, когда Фокс Морсильо, оснащенный безграничными знаниями, почерпнутыми из источников собственно греческой философии и вдохновленный благородным пылом своего цветущего века, объявился на поле брани как миротворец со своей бессмертной книгой De naturae philosophia, seu de Platonis et Aristitelis consensione, которая произвела весьма сильное впечатление на специалистов и в короткое время неоднократно переиздавалась (Лувен, 1554; Париж, 1560; Виттенберг, 1594).
Автор начинает книгу с декларации о своей философской независимости, напоминающей аналогичное выступление Декарта. “Метод, который я постоянно предлагаю в своих философских трудах, состоит в том, чтобы не следовать системе какого-либо учителя, а брать и отстаивать то, что мне представлялось наиболее вероятным, неважно, шло оно от Платона, или от Аристотеля, или еще от кого-либо. Не сомневаюсь, что эта манера философствования придется не по нраву людям, разделенным на секты и упорствующим в их защите; тем не менее, я считаю, что любому человеческому авторитету д?лжно противопоставлять любовь к истине. В моей вере есть место для авторитета, когда идет речь о божественных свидетельствах и о свидетельствах католической церкви, единственно кого я почитаю и всецело защищаю как непогрешимых и извечных оракулов.”
Наш Фокс Морсильо был одним из первых, кто применил к философии геометрический метод: исходя из некоторых аксиом, дефиниций и гипотез, выводится остальное содержание дискурса.Таков порядок, которому он следует в трактате “De naturae philosophia”. Покажем его систему в немногих словах.
Объектом философии является все, на что может быть обращено человеческое познание, в том числе и нечто, отдельное от тел и воспринимаемое одним только умом или, напротив, соединенное с телесной природой. Собственным объектом физики или философии природы не является и не может являться движимое сущее, как настаивают некоторые перипатетики: подвижные и преходящие сущие не могут являться материей какого-либо научного познания, поскольку наука должна возвышаться до принципов, до последних оснований совокупности всех тел. При изучении этих верховных оснований следуют двумя различными путями. Аристотель начинает с чувственных вещей (in sensum cadentibus), Платон – с идеальных понятий. Но и Платон, и Аристотель обнаруживают согласие в выдвижении нетелесного и вечного первоначала, именуемого ими первой природой или перводвигателем. Но тем самым они соглашаются в допущении и второго принципа, который Аристотель называл второй природой, а Платон мировой душой.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.