Потеря индивидуальности
И «слитное» существование под знаком мистического «единства Почвы и Крови» — отличительные черты институализированной мистики тоталитарных режимов. История должна послужить предупреждением религиозно-мистическому направлению в молодежном движении, которое, имея своим истоком гуманистическую и морально-этическую критику буржуазного общества, может прийти к отказу от своих первоначальных замыслов, как это случилось, например, с поклонниками печально известного Чарлза Мэнсона. Как мы увидим, именно Мэнсону был придан статус символа молодежной оппозиции, поскольку с точки зрения традиционного пуританизма и, шире, фундаменталистских религий, значение которых подчеркнул «новый» консерватизм, все перечисленные веяния глобально воспринимались как исчадие ада.
В защите от Сатаны искусству принадлежала, естественно, Солыная роль, нежели в религиях контркультуры, ориентированных вовнутрь, на революцию самосознания, которой художественные произведения не столько способствуют, сколько препятствуют. Наиболее последовательно противостояние бога и дьявола было воплощено в известном романе Уильяма Питера Блэтти «Изгоняющий дьявола» (1971) и поставленном на его основе фильме Уильяма Фридкина (1973). История изгнания вселившегося в двенадцатилетнюю девочку дьявола (который рассматривается и как эманация окружающего общественного зла) излагается на высоком профессиональном теологическом уровне и служит обоснованием идеи бессилия рационализма и науки в целом. Эстетский вариант той же темы еще раньше предложили Айра Левин и его экранный интерпретатор Роман Поланский в «Ребенке Розмари» (1968), демонический сюжет которого может читаться и как бред героини, постепенно в ходе беременности сходящей с ума, и как вполне рациональная история козней сектантов, и как мистический сюжет о рождестве сатанинского антипода Иисуса Христа.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.