Послевоенный период
В послевоенный период в условиях индустриализации и урбанизации социальные связи претерпели серьезные перемены. Они затронули оба ареала обитания японцев — деревню и город. Прежде всего это выразилось в резком сокращении сельского населения, что вызвало наиболее кардинальные перемены именно в деревне, которую профессор Кида охарактеризовал как «субстрат японской культуры».
В исторической ретроспективе японская деревня представляла собой опирающуюся на систему иэ замкнутую группу и была одним из проявлений иерархической структуры додзоку. В нее входили также и те, кто не был занят в сельском хозяйстве (учителя, врачи, торговцы, ремесленники). Хотя сельское общество и не было полностью однородным, все его составляющие держались вместе. Оно аккумулировало историческое единство людей, которые знали не только настоящее, но и прошлое друг друга. Межличностные отношения имели общинный характер, который во многом определялся рисоводческой цивилизацией. Кроме того, в отличите от ряда азиатских стран, например Индии и Китая, каждая японская деревня имела четко определенную территорию. Обособленности деревень способствовал и ландшафт, в котором долины рек отделены друг от друга горными хребтами.
Духовным стержнем каждой деревенской общности был местный синтоистский храм, посвященный богупокровителю данной местности. Он был как бы символом единства людей, проживающих здесь, укрепляя у них чувство принадлежности к своей деревне. Для сельских жителей вообще характерно наложение символических отношений на реальные. В повседневной жизни люди руководствовались более всего обычаями и традициями, хотя, конечно, под все действия была подведена юридическая база. В целом доминирующим в жизни деревни был конформизм.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.